Зачем изучать собственную веру?
Сегодня «изучение веры» ассоциируется с принудиловкой. Да и в течение тысячелетий религия была обычно делом коллективным. Хочешь или не хочешь, а если ты русский, индиец, араб, еврей, ты и веру соответствующую имеешь. Должен знать, что празднуется на Пасху — Исход или Воскресение Христа, иудей ты или христианин. Атеистов вообще не было, неверующие считались психами или распутниками. Могли сжечь за неверное высказывание о вере. Так что лучше было веру в каком-то объёме знать.
Виновата была не религия, виновато общество, основанное на коллективизме и подавлении личной свободы. Сегодня в нормальных странах такой принудиловки нет, слава Богу. В России наполовину большевизм, наполовину православная инквизиция. Тем не менее, веру — именно свою — можно и нужно изучать. Это как самопознание. Изучают, конечно, не свой мистический опыт, а чужой, но близкий своему. Цена вопроса резко возросла. Ведь если я изучаю религию из конформизма и самосохранения, то это нулевой ценности знания. А если я изучаю религию как я изучаю алфавит родного языка, как я изучаю культуру, делая её своей, личной — то это первостепенной важности знание. Были в истории Церкви «аномеи» — люди, считавшие, что для веры вредно слишком много знаний, размышлений, споров. Но это путь в бесчеловечность.
Человек — это слово, это жизнь через общение, описание, диалог. Конечно, изучать свою веру надо не ради изучения, так и любое знание — для лучшего понимания себя, мира, других, в случае с верой — для лучшего общения с Богом, единоверцами, для большего понимания и большей толерантности к неверующим и инаковерующим. Чем больше мы узнаём, тем лучше мы понимаем, что мир — и Бог, и вера — сложнее, чем кажется, а потому не надо спешить с осуждением тех, у кого другие взгляды и верования.