Бог открывает Америку
«Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ио. 1, 31).
Как совместить два знания? Знать Иисуса — сына Марии и Иосифа (вряд ли Иоанн был посвящён в тонкости взаимоотношений своей матери и Марии) и знать Иисуса — Сына Божия?
А не надо совмещать. Не знал Иоанн и не знал. Тем сильнее, скорее всего, его потрясение, когда понял, что Иисус — Тот Самый. Домашние человека и в самом деле враги ему, пророка в своём отечестве и в самом деле нет, большое и в самом деле видится на расстоянии. А что, родственники Моцарта знали, кто Моцарт? Шекспира? Васи Пупкина? Да-да, Вася Пупкин такая же неизвестная величина как Господь Иисус Христос.
Более того: Иоанн продолжает не знать Иисуса. О, Иоанн теперь знает про «Сын Божий», но как же это мало, даже ничтожно. Ну, сын Божий — и что? Что за словами, Кто за словами?
Когда Иоанн понял, что он крестит водой, чтобы Другой крестил Духом? С самого начала? Это не сказано. Евангелист ничего не говорит о связи крещения и покаяния, хотя понятно, что была это связь. Просто оказывается, что у всего, что делал Иоанн, была и вторая цель, которой покаяние, мягко говоря, не мешало ни тогда, ни сегодня.
«Чтобы Он явлен бы Израилю» — формулировка совершенно не простая. «Свет во откровение язычникам и славу людей Израиля» — это абсолютно о другом, это о явлении как раз тем, кто не Израиль. Что имеет в виду Иоанн — вот этот момент, Иисус в Иордане, и есть явление Израилю? Но где тут «Израиль»? Так, случайная выборка. Хорошо, не случайная. Лучшие — то есть те, кто понял о себе, что он худший. Но что они увидели? Да ничего особенного. Всех потом пришлось отдельно знакомить с Иисусом.
В общем, всё точь в точь как на Синае. Да, Моисей провёл евреев через воды Красного моря — «крестил водой», чтобы Бог провёл из через Заповеди. Моисей провёл евреев, не зная, что будет дальше. Это нормально — когда люди идут в рабство, они знают, что их ждёт, а когда идут к свободе, то, естественно, не могут этого знать. Иоанн ведёт людей, не зная, что будет — ведь и он ведёт их к свободе. И на Синае, и на Иордане «явление» — это не конец пути, не цель, а начало. И быть верующим означает сознавать себя в начале этого начала, а неверующий тот, кто решил, что всё уже кончилось и дальше можно ехать, поставив автомашину на автопилот. А жизнь веры это нечто прямо противоположное – переход с автопилота на ручное управление, причём руки – Божии. Есть склонность думать, что открыть Бога это как открыть Америку. Наоборот: Бог это Колумб, и открывает Он Америку внутри меня.