Зачем изучают религию

Во всех странах религию изучают, чтобы знать религию. Специалист по истории религии — обычный историк.

В России религиоведы тщательно отделены от прочих историков, потому что в 1917-1991 годах историки писали придворную историю кремлёвской власти, а религиоведов не было вообще. Были пропагандисты научного атеизма. Научный атеизм был подвидом не исторической пропаганды, а пропаганды ленинизма. Научный атеизм были обязаны изучать и сдавать учащиеся всех вузов. Кафедры научного атеизма существовали абсолютно отдельно от исторической науки, как и головной институт научного атеизма, как и музей научного атеизма. Весь этот «научный атеизм» был всего лишь переодетым «воинствующим безбожием», чуть поднабравшимся иностранных слов, приодевшимся, отучившимся плевать на пол, но оставшимся явлением не по разряду познания, а по разряду «чего изволите». Шариковщина в шкуре профессора Преображенского. Уж мы енту религию ведали-ведали, ведали-ведали...

После 1991 года все эти кафедры переименовались в кафедры религиоведения. Они не стали заниматься пропагандой православия, они прекратили заниматься пропагандой научного атеизма, но и историей религией они не стали. Историей религией на этих кафедрах занимаются, но главная их задача — поддерживать государственную политику в отношении религии, подводить идейную базу под борьбу со свободой совести.

Формально такое положение дел нигде не зафиксировано, хотя не случайно же государство тратит огромные деньги на содержание государственных «религиоведов» — огромные в сравнении с тем, какую ничтожную в научном отношении продукцию эти религиоведы производят. Борьба за свободой совести ведётся не так открыто и системно, как до революции ли в 1917-1990 годах. Поэтому некоторые религиоведы используют своё положение для занятий настоящей наукой. Но таких немного, и общая атмосфера «религиоведения» неблагоприятна для научных исследований. Как и при советской власти, в лучшем случае господствует «мелкотемье», занятие второстепенными и третьестепенными проблемами, где меньше вероятность вызвать неудовольствие начальства. Как и в отношении истории, в отношении религиоведения государство осуществляет мощнейшее цензурирование, тем более травмирующее, что оно не формализовано, не регламентировано. Полноценное научное сообщество в такой атмосфере невозможно. Тратить силы, доказывая, что та или иная религия не экстремистская, вместо того, чтобы сказать: «Никакого экстремизма не существует, вы просто так переименовали антисоветскую агитацию и пропаганду! Пошли прочь!! Тень, знай своё место!!!»

Собираясь изучать «религиоведение», трижды подумайте.

Вы хотите стать государственным чиновником, который травит те религии, на которые укажет государство, или хотя бы подводит под травлю витиеватое словесное обоснование? Деньги платить, кстати, будут не очень большие, хотя по соотношению зарплаты с конечным продуктом и недурно.

Вы хотите проводить «религиоведческие экспертизы», заранее зная, что суды плевать хотели на эти экспертизы?

Вы хотите — в лучшем случае — пытаться сохранять объективность, а в худшем — беспрерывно практиковать различные формы конформизма, лишь бы написать ?

Тогда вам — туда, в чудный мир религиоведов в штатском. Но это пособие написано для тех, кто не собирается «быть религиоведом», а просто хочет знать, что такое религия и как она существует в истории людей, даже если за такое знание погонят взашей с «религиоведческой кафедры», и хорошо, если не посадят как экстремиста. Познание — всегда экстрим, учёный всегда — экстремист.

А учебников по религиоведению, написанных в России, не читайте. Никаких. Читайте английские учебники по истории религии. Если не знаете английского — удавитесь, утопитесь, только не лезьте в науку.