Поколение Левия: о дальнозоркости предсказателей

[Иисус был потомок] «Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,» (Лк 3, 24)

Как плотно ни упаковывай предков Иисуса, всё-таки у Луки слишком много имён — получается, что большинство из них женились лет в двадцать. Впрочем, ничего невероятного здесь нет. Вот Левий — если он родился за 115 лет до рождества Христова, это всё равно как если у сегодняшнего русского, родившегося в 2000-м году, отец, к примеру, мой ровесник (родился в 1957-м году), дед родился в 1937-м, прадед — в 1910-м, а пращур — в 1885-м. В общем, вполне реалистичная картина. Бывают сбои — например, лично я ребёнок поздний (и, что любопытно, «поздний ребёнок» — выражение, приложимое и к уже умирающему человеку, потому что в роли подлежащего тут выступает слово «поздний»), мой отец, родившийся в 1910-м, мог бы мне и дедом быть.

Проблема в другом — различаются ли поколения опытом. Современный человек склонен думать, что ХХ век — самый бурный. Две мировых войны, куча революций... Это, конечно, близорукость. В XIX веке войн было больше, революций вообще без счёта, а уж открытий делалось несравненно больше и более фундаментальных. Для современника Иисуса предшествующие сто лет (а именно таков эмоционально значимый исторический опыт личности) были невероятно бурными. Из сегодняшнего дня кажется, что для еврея той эпохи самым важным был Исход из Египта. С таким же успехом можно полагать, что для современного русского самое важное — стояние на Угре. Важнее всего было история Хасмонейского Израиля. На глазах у всего народа потомки национального героя превратились в антигероев.

Началось всё как раз на заре жизни Левия, когда в 104-м году буквально на год воцарился сын Иоанна Гиркана Аристобул. Обыватели наивно полагали, что Аристобул так быстро умер от угрызений совести — как же, он нарушил завещание отца, который оставил жену своей преемницей, бросил в тюрьму и мать, и троих братьев, уморил мать и зарезал четвёртого брата. Особо продвинутые обыватели полагали, возможно, что Аристобул виноват и тем, что посмел провозгласить себя царём. Никто, однако, не понимал, что нужно бы стыдиться ещё и агрессивной политики Аристобула, который завоевал итуреев и заставил их принять иудаизм. Флавий даже назвал Аристобула (описав все его художества) «человеком мягким и очень застенчивым». Что ж, уморить родную мать голодом, наверное, это именно проявление застенчивости, другой бы просто зарезал.

Современных людей если что и интересует в древней истории, так это борьба хорошо известных по Евангелию саддукеев и фарисеев. Однако, Флавия как раз это не очень интересовало — он далёк от «релиджн». Зато ему страшно интересно, что в правление Аристобула был ессей Иуда, который не только всегда делал-де безошибочные предсказания, как в ХХ веке Ванга, но и учил этому других. Довольно далеко от наших возвышенных представлений о ессеях. Целая школа прорицателей — какой же был спрос! На этом фоне особенно примечательно, что никто не предсказывал рождения Мессии, тем более — Иисуса. Ближайшие предсказания, которые смог найти Матфей, — это смутные чаяния древних пророков.

В древности событие важное, но не упомянутое в предсказании, смущало, как сегодня смущает шампунь, который не рекламируют по телевизору — да хорош ли он? Благодаря Христу всё изменилось: не так важно предсказание, как важно понимание. Ведь и сам Спаситель — вот Он, уже не нужно Его предсказывать. А вот понять Его — и нужно, и можно.