Виртуальным грехам — виртуальное покаяние

Так получилось, что меня попросили ответить на Ваше письмо. Я бываю и в Церкви, и в интернете, грешу и реально, и виртуально, так что Ваш опыт разделяю. Да интернет лишь обострил то, что давно беспокоило людей. Христос это сформулировал жестче всех — кто похотливо поглядел на женщину, тот в душе козел. Пускай ненадолго, и женщина не пострадала.

Так что положение намного хуже, чем нам кажется. Основная грязь не в интернете, а вне, в том числе — духовная грязь. Поэтому так боятся интернета — знают, что такое нематериальный грех. Христианство как бы надевает близорукому человеку очки и тот видит, что пятен на совести куда больше, чем казалось раньше.

При этом становится видно, что i-грехи — не самая главная проблема. Эмоции, которые испытывает человек, убивающий виртуально сорок тысяч враго, — ничто в сравнении с тем, что происходит во время самой мелкой ссоры с сослуживцем или родными. Тут даже на виртуальную исповедь времени жалко.

К тому же компьютерная игра лишь частный случай игры вообще, и как любой ребенок понимает, что в казаках-разбойниках не убивают по-настоящему, так и в компьютерной игре, как ни заигрывайся, понимаешь, что это всего лишь игра, что нарисованный на экране колдун — не колдун, что победа над злом в виртуаьном мире — вовсе не победа.

В виртуальном грехе так же нет греха, как нет гордыни у священника, повторяющего слова Христа — есть цитата, есть отстранение от самого себя. Зачем человеку дано это умение отстраняться от самого себя — вопрос интересный, но в любом случае это умение исключительно приятное и ценное явление.

Увы, как все приятное и ценное, способность отстраняться извращается — Вы очень удачно описали милитаризм как потерю чувства реальности, отношение к жизни словно к игре. Это уже дажене грех, а порок, то есть грех, пустивший в душе корни, ослепивший человека. Но и тут не виртуальная исповедь нужна, а реальная, кропотливая работа по преодолению воинственности.

Плохо не то, что человек способен грешить в мыслях, а то, что человек может соврать самому себе и сказать, что никакого греха он не допустил. Легко человек отличает и моменты, когда он смотрит порнографический журнал с научной целью (наверное, такое бывает, хотя бы сексопатологов), а когда с какими-то другими. Но еще с большей легкостью человек заявляет, что он вовсе не страдает пристрастием к порнографием, а просто изучает ее.

Наверное, именно потому человек так боится, что Бог — всего лишь игра человеческого воображения, или что мир — это всего лишь игра воображения Бога. Как Вы пишете: «Может, мы — огромная компьютерная игра и кто-то так же нами играет». Даже если бы это было так (а доказать или опровергнуть такое утверждение невозможно), чего тут страшного? Если я — выдумка Бога, так да здравствует такой Выдумщик! Какая разница: выдумали меня или сотворили?

Разница очевидна: мои фантазии существуют лишь у меня в голове, а то, что я сотворил, существует вне меня и мне уже неподвластно. На что больше похож человек — на фантазию Бога, на компьютерную программу, придуманную Богом, или на творение Божие? Верующий знает твердо: человек — не фантазия Бога, а творение Бога, и этим объясняются и наши сильные, и наши слабые стороны. Так что не надо бояться, что мы ненастоящие, не надо тратить время на ненастоящее покаяние в ненастоящих грехах. Достаточно просто время от времени отрываться от клавиатуры и оглядываться вокруг — и Бог, коли уж Он есть, обязательно попадется нам на глаза.