Тайна исповеди
Тайная исповедь возникла через несколько веков после Христа. Люди, которые каялись перед Иоанном Предтечей — неужели делали это шёпотом? Покаяние вообще-то противоположно стыду. Адам и Ева устыдились — и не покаялись, а занялись модельным бизнесом. Иуда устыдился — и повесился. Если уж человек преодолел стыд перед Богом, то людей-то что стыдиться? Если стыдно, значит в реальность людей веруешь больше, чем в реальность Бога, а в прощение и вовсе не веруешь.
Конечно, нормально жить с готовностью покаяться перед кем угодно, нельзя. Люди готовы простить, но назначат епитимью. Политику — перестать быть политиком, изменившему мужу — перестать мужем. Или купить жене шубку. Что ж, покаяние есть путь к свободе, а свобода и без покаяния плохо совместима с властью. Кто идёт во власть, попадает во власть шантажистов, в зависимость от чужого мнения, становится игрушкой в руках множества тех, кто стоит ниже. Кто становится мужем-начальником, должен бояться, что ему придёт конец. Бомжу не страшен никакой шантаж не по причине безгрешности. Папе римскому страшен и самый маленький шантаж, ведь отвечать и страдать будет не он, а Церковь.
Тайна исповеди охраняет не кающегося, а тех, кто вокруг. Бог — творец, а люди — члены творческого союза. Поэтому Бог на покаяние отвечает созиданием новых отношений с человеком, а люди перелицовывают старые. Покаяние перед Богом рождает нового человека (священник тут нужен примерно как акушер), покаяние перед людьми порождает одни шрамы.