Вознесение вглубь
«Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 10).
У нас механически в голове появляется образ какого-то приземления. Но ведь сказано «Царство Божие внутри вас». Всё откровение Божие — о том, что не имеет места в материальном мире, в мире принудительной данности, не обсуждаемой наличности бытия.
В мире, где действие равно противодействию, где механическому подъёму соответствует механическое же опускание, а взлёту — приземление, — в таком мире нет места любви как любви, любви не ради сохранения и умножения себя, а любви как исчезновения в другом и соединения со всеми и сохранении себя через это исчезновение и соединение.
В мире материальном нет места вере, которая по определению заглядывает за материальное. В материальном мире нет места ни Богу, ни человеку, и это замечательно: Бог творец, как Он может быть частью творения, и человеческому как творческому нет места внутри мира конечного, временного. Смерть выпихивает нас, она пытается оставить в мире материальную часть человека — прах, растереть и выкинуть, чтобы духу человеческому не было, за что зацепиться.
Господь ушёл туда, где и находился, и где находится Его Отец, и где пребывает Бог — Подлинник, оригинал Человека.
Нам не нужно задирать голову, чтобы увидеть небо. Нам нужно заглянуть внутрь себя. Небо — любимое, голубое, бездонное — есть лишь оптическая иллюзия, возникающая там, где воздух соприкасается с безвоздушным пространством и происходит преломление световых лучей. Небо Божие, небо внутри нас — там, где материальное наше измерение соприкасается с духовным, животное — с человеческим. Вот в это небо отдалился от нас Господь, оттуда Он к нам приближается. Мы делаем шаг навстречу Ему — и это наше вознесение, и вся наша жизнь есть вознесение. Вознесение не за облака, это вознесение — обнаружение в себе края материи и бескрайней вечности.
С точки зрения материального мира вознесение не есть подъём, вознесение Христово — исчезновение. Наше возрастание во Христе миру несвободы кажется уменьшением, падением в ничтожество. Но мы веруем, что не падаем, а подымаемся, и не в прах земной превращаемся, а в дух, бесконечно более плотный и реальный, чем любой прах. Сама любовь, смысл нашей жизни — не ради того, чтобы наполнить материальный мир, сделать его своим, а чтобы прикоснуться к миру Божьему, стать своим для Святого, статью частью того, что невидимо, но что и есть Бог, мир, человек.
Мир Божий с точки зрения мира сего ничтожен до несуществования, но вера открывает, что именно тут — жизнь, проникающая всё и ничем не становящаяся, но всё животворящая, восстанавливающая, невидимая жизнь, делающая всё видимое живым.
Господь показал ученикам раны на руках и ногах и этим убедил их, что Он не призрак, не поддельная жизнь. Мы, наоборот, призваны Духом показывать настоящее здоровье, неподдельную человечность, показывать то, что нельзя ранить и истребить, то, что не истекает кровью, а наполняется жизнью Господа Иисуса Христа и передаёт эту жизнь далее, участвуя в возвращении — в разливе, в разземлении — Царства Любви.