История с Туринской плащаницей

Гениальный изобретатель

Шум вокруг ТП начался с того, что фотограф понял — перед ним негатив. Фотограф, кстати, был не совсем прав, изображение на ТП это негатив лишь в основных чертах, но это непоследовательный негатив, что и выдаёт её фальшивость. Главное же в другом — убеждение, что до изобретения фотографии негатив был немыслим. Между тем, в природе — в том числе, наблюдаемой человеком части — негативные изображения встречаются очень часто. Любой загар на коже — это ведь уже фотография. Любое выцветание ткани или краски. Когда вспотевший человек вытирает лицо тряпкой — на тряпке будет негативное изображение лица. Что уж говорить о тряпках, которыми вытирались маляры, художники, кожевники, дубильщики, о простынях и одеялах на кроватях истекающих кровью и мочой людей.

Сергей Вавилов в статье о Галилее 1943 года отметил поразительный факт: очки не просто были изобретены в XIII столетии без участия учёных, занимавшихся оптикой:

«Ученые оптики XIII в.— Бэкон, Вителло, Пекхэм — не только не помогли изобретению очков, но они просто не знали об их существовании. Между тем, дело шло не о мелочи, а о самом замечательном результате оптики за многие века ее существования не только в практическом смысле, но и в отношении теоретических перспектив».

То же можно сказать и о наиболее вероятном авторе ТП. Он был не учёным и не теологом, хотя в XIV веке интеллектуалы от Лондона до Афона активно разрабатывали проблемы оптики и зрительного восприятия. Он был изобретателем. И то, что человек сумел искусственно воспроизвести фотографические процессы, происходящие в природе, есть нечто большее, чем чудо — есть проявление того, что лучше всего указывает на существование Творца — проявление творческого начала в человеке.

1320-е гг. Плащаница царя Стефана Уроша Милутина. Белград. Музей Сербской Православной Церкви.