История с Туринской плащаницей
Креативно о креатинине: Фанти, 2017 год
Что характерно — культ Туринской плащаницы тесно связан с властью. Ее фотокопию почитают у Шевкунова. Кремлевские СМИ периодически сообщают, что ТП плащаница подлинная. Защита ТП — часть антизападнической истерики. Либерасты отвергают святыни! На Западе к сторонникам подлинности ТП относятся как к уфологам. Сострадательно. Церковная иерархия старается держать дистанцию.
Июль 2017 года ознаменовался очередной вспышкой — в Россию новость пришла из итальянской «Ла Стампы». Суть проста: падуанский профессор Джулио Фанти уже более 10 лет защищает ТП. При этом он утверждает, что обладает её кусочком, который получил от одного из исследователей ТП, участвовавших в проведении анализа на С-14. Подлинность этого куска никак не подтверждена.
Точность анализа — предмет дальнейших исследований, перепроверка, разумеется, необходима. Однако, прежде всего необходимо отметить методологическую слабость рассуждений Фанти. Он обнаружил на ткани наночастицы креатинина и ферритина. Эти вещества обнаруживаются и в крови больных, переживших травмы, например, пытки. Из этого делается вывод, что люди, утверждающие, будто ТП нарисована, неправы, что ТП соприкасалась с телом Иисуса, Который умер от пыток и распятия.
В этом силлогизме налицо логические ошибки.
Во-первых, не доказывается, что ферритин и креатинин образуются только и исключительно в результате пыток.
Во-вторых, среди прочих гипотез выдвигалось предположение, что ТП была сфальсифицирована через обматывание тела какого-то человека, умершего от пыток или даже специально убитого в соответствие с евангельским рассказом.
В-третьих, что на ТП есть следы крови, пыльцы и т.п., — факты, хорошо известные, никто их не оспаривает. Однако, все они могут быть результатом соприкосновения ТП с теми, кто её хранил и кто её целовал. Именно так на ТП могли оказаться частицы пыльцы из растений Ближнего Востока.
В-четвёртых, вопрос о подлинности ТП абсолютно не связан с вопросом о том, как она была создана. Наука не обязана отвечать на вопрос о том, как изготавливаются подделки.
Впрочем, заметим, что Фанти умалчивает о том, что есть достаточно интересные (и не опровергнутые) предположения — например, что ткань была накрыта стеклом с изображением тела и положена под солнечные лучи. Эксперименты показали, что не только таким образом получается изображение, аналогичное имеющемуся на ТП, но получает объяснение «трехмерность» искажений на ТП: причина в движении Солнца по небосводу и, соответственно, в изменении угла, под которым лучи «обрабатывают» ткань.
Фанти, наконец — не в этой статье, а в 2012 году — выдвинул предположение, что изображение на ТП получено в результате воздействия лучей ультра-фиолетовой части спектра. Эти лучи могли быть побочным результатом воскресения. Утверждение это так же не научно, но, что интереснее, оно достаточно сомнительно с точки зрения теологии, поскольку исходит из того, что воскресение — процесс не сверхъестественный или, по меньшей мере, сопровождавшийся какими-то естественными эффектами.
Аналогичную теорию в 1980-е годы выдвигали некоторые люди с физическим образованием (в России — Л.Регельсон). Однако, не говоря уже о том, что воскресение никем не изучалось, с богословской точки зрения чудо вообще не обязательно должно использовать законы природы, оно может совершаться вне известных нам причинно-следственных природных связей.
Кстати, с первых же шагов Фанти на поприще защиты ТП, ему выводы признал неудовлетворительными профессор Бруно Барберис, директор Международного Центра Синдонологии («синдонология» — обобщённое название научных исследований ТП).