Старший брат христианства — иудаизм
Девятнадцать веков отношения христианства с иудаизмом были просты до омерзения. Христиане считали, что иудеи Христа распяли, проклятый народ, за что, когда могли, подвергали иудеев разнообразным унижениям. Не только церковным. В Риме и в XIX веке в начале карнавала (то есть, перед Великим Постом, прежде всего) делегация иудеев приходила в «сенат», который влачил существование и в Папском государстве, в Капитолий, на коленях раввин униженно просил помилования, давал кошель с деньгами как штраф за распятие Христа, а глава сената символически делал жест, как бы отпихивая раввина ногой. У Верди есть сонет об этом обряде, очень филосемитский. Что писал Лютер об иудеях, вообще неприлично цитировать — и свой антисемитизм он вполне на «папистский» манер основывал на том, что иудеи Христа распяли.
После Освенцима всё переменилось, иудеев стали объявлять младшими братьями христианства. С одной стороны, выходит немножечко лучше — оказывается, Христа распяли не проклятые иудеи, а люди какой-то совсем другой религии. С другой стороны, всё тот же антисемитизм, только теперь евреев обвиняют не в том, что они Христа распяли, а что они отреклись от веры предков, которые Христа распяли, и заменили её какой-то талмудической выдумкой.
Разумеется, Иисус был именно иудеем, и мать Его была иудейкой, и даже проститутки вроде Марии Магдалины были иудейками, как это ни прискорбно. Первые христиане были иудеями. Разных направлений: иудеи, оставаясь иудеями, собирались в разных синагогах, если, конечно, был выбор. Синагоги обычно разделялись по принципу землячеств, реже по идейным особенностям, но ессеи и саддукеи равно были именно иудеями.
Христианство родилось в момент, когда иудеи стали презрительно называть некоторых своих единоверцев «христиане» — наподобие «цезариан» — осмеивая их зацикленность на Иисусе, схожую с зацикленностью цезариан на Цезаре — и мы приняли это презрительное наименование как почётное имя собственное.
Ещё в конце I столетия христиане-иудеи иногда воспринимались иудеями как иудеи, хотя и «неправильные». Разрыв — не формальный, через отлучение, которое было отнюдь не общеобязательным для всех иудеев актом, а глубокий культурный разрыв — совершился, когда в христианстве стали преобладать греки, а внешним проявлением разрыва стали перенос дня отдыха с субботы на воскресенье, отказ от обрезания, отказ от диетарных запретов, молитвы исключительно на греческом языке, бойкотирование тех литературных и теологических процессов, которые в иудаизме продолжались, как и во всякой живой религии.
В иудаизме совершались свои трансформации, без которых ничто живое не существует, но эти трансформации не превращали иудаизм во что-то качественно новое. Создание Талмуда так же не было отречением от иудаизма Моисея как появление Номоканона и Домостроя не было отречением от христианства апостола Павла. Хотя некоторые различия впечатляют, что говорить.
Главное — а что стыдного, признать иудеев старшими братьями? Почитайте Библию и русские народные сказки — старшие братья вечно какие-то не такие... А младшие — вроде бы дураки, а всё же и для них у Бога таки есть интересные варианты...