Рай с обременением

«Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой» (Евр. 11, 8).

Только в национально-патриотических фантазиях история избранного народа есть история побед и одолений. На деле Земля Обетованная всегда была для евреев в той или иной степени землёй чужой. Когда автор послания к евреям говорил, что Авраам жил в Святой Земле как в чужой, он мог бы повторить то же и о своей эпохе. Разве что при Давиде и Соломоне Израиль был суверенным государством со столицей в Израиле, все же остальные века, даже тысячелетия земля была и под игом чужих — персов, греков, римлян, да и жили на этой земле такой чересполосицей свои и чужие, что называть её уделом Израиля можно было только в мечтаниях.

Такие мечтания есть в Библии, но куда точнее (и популярнее) были рассказы, напоминающее, что Израиль в Обетованной Земле в лучшем случае был как Давид перед Голиафом, в худшем — как Даниил во рву со львами, как три мальчишки в печке для лаваша. По любому, подчёркивает Бог, выживание было чудом.

И вот приходит Спаситель. Тот, от Кого ждали чуда освобождения Земли Обетованной от чужаков, предлагает вместо  зачищенной Святой Земли — Царство Божие, Небо Несвятое до ужаса, не отделённое от обычной жизни.

Спасение начиналось с того, что Авраам верою жил на земле обетованной как на чужой, а завершается тем, что дети Авраама — дети по вере — живут на чужой земле как на обетованной. Весь мир — Земля Обетованная, весь космос — Рай, но Рай — с обременением. Это обременение — все те, с кем нам неуютно, кто наши враги, без кого мы предпочли бы обойтись, кого бы мы не пустили в свой дом. Но дом — не наш, а Божий. Бог обещал этот дом нам, и мы решили — в силу своей испорченности — что выморит в этом доме врагов наших, чтобы те рассеялись аки тараканы от лица дихлофоса. Не тут-то было!

Причина очевидна: бессмысленно пускать в Землю Обетованную и, тем более, в райские кущи того, кто хорошо себя чувствует лишь с любящими его. Если человек делит людей на любимых и нелюбимых, на друзей и врагов, то рано или поздно он всех любимых и друзей тоже зачислит во враги. Не сразу, по одному в миллион лет, но найдёт повод придраться — а в вечности этих миллионов лет много, и в итоге будет сидеть одиночка под гранатом и злобно зыркать во все стороны.

С этого всё и началось: первые люди покинули рай, потому что заподозрили врага в Создателе. А чего Он командует и манипулирует?! И поехало…

Создатель нас догнал Иисусом — ну, пришлось, как теперь изящно выражаются, обезвредить. А Он не отстаёт, догоняет нас Духом Святым, и что-то продолжает нам шептать: тому нечего счастья искать, у кого счастье за плечами. Мы — на земле обетованной, а что вокруг одни враги, так это к ней нагрузка, бремя, обременение.  Молочные реки с кисельными берегами само собой, а арабы, китайцы, русские, нигерийцы — в дополнение. Чтобы с ними научились жить как в раю — тогда мы и в раю будем жить, а не прятаться по кустам от Бога и других подозрительных соседей. Чтобы попасть в Рай, чтобы жить в земле счастья и мира, нужно здесь и сейчас для окружающих тебя людей — близких и дальних, хороших и плохих — чтобы они жили не боясь нас, а получая от нас то, что мы получаем от Бога, и чтобы мы были для них Царством Божием, которое им чужое, но вполне райское.