Микромутации в религии
Эволюцию сперва сводили к борьбе за выживание, потом открыли значение микромутаций. В религиозной жизни (возможно, и в культуре) тоже есть «массив», «традиция» и множество «микромутаций». Авраам был один, принадлежал к религии, которая уже насчитывала не одну тысячу лет, но — откровение и микромутация. Не отвержение традиции, а небольшая модификация, дополнение. В результате — новая религия. Не сразу, потребовались века.
Развитие продолжается. С точки зрения неверующего, это процесс развития иллюзии, условности — как и развитие живописи, поэзии, культуры. Человечество играет со своим собственным хвостом, вот и вся «культура». От кости в ухе до пирсинга в брюхе, Рафаэль где-то посередине.
Понятно, что доказать бытие Божие невозможно, как невозможно и опровергнуть. Что можно: понимать, что если Бог есть и открывает Себя, то это и должно происходить именно путём микромутаций. Не так, как представляли в древности: скачок, сжёг всё, чему поклонялся, се творю всё новое. Разрыв как между обезьяной и человеком. Да нет: маленькими шажками идёт Бог, а то он сведёт обезьяну с ума. Огромная ДНК культуры, тянущаяся через тысячелетия, а Бог — в деталях, занимающих миллионные доли традиции.
Упрекать верующих, что у них «традиция», а оригинального мало — значит не понимать механизма Откровения. Другое дело, что вина прежде всего на верующих, которые изнутри своего отрезка ДНК склонны пугаться мысли о том, что кажущееся им «макро» это всего лишь «микро». Уважать «макро», ценить «микро», понимать, что решает не количество, что и «макро», и «микро» относительны, что Бог непознаваем, и что любая религия — это путь, у которого то, что впереди, бесконечно больше того, что позади.