Антоний Великий (р. в Коме, совр. Кеман близ Гераклеи (Мемфиса) в центр. Египте, ок. 251 - ок. г. Колзим, 356). В двадцать лет Антоний остался без родителей, раздал унаследованное имущество и стал вести отшельническую жизнь сперва в Фиваиде (верхний Египет, на краю Ливийской пустыни), а затем на противоположном берегу Нила. Он не был первым отшельником, но он почитается основателем монашества, ибо первым - в Египте - собрал отшельников в общину, в которой пользовался авторитетом и некоторой властью. Может быть, точнее сказать: монахи собрались вокруг него, ибо сам Антоний не искал власти и сам большую часть жизни прожил в уединении. Он учил искусству уединения с Богом, и он же прошел через самое страшное: одиночество, богооставленность. Еще в начале его пути, когда он не был отшельником, но просто жил в уединении на окраине родного села, посещая время от времени таких же благочестивых молитвенников, живших неподалеку, он прошел через период искушений. Молитва стала безответной. Он плакал - раздавался адский смех. Он отгонял бесов силой креста, но не было силы, могущей пригнать к нему Бога. Антоний был так измотан настолько, что однажды его приняли за покойника и чуть не похоронили. Так что, когда он увидел, наконец, свет Богоявления, то начал с упрека: «Где был Ты, милосердный Иисусе?.. почему с самого начала не явился исцелить мои раны?!» Вопрос был, конечно, задан сгоряча - ответ-то простой: чтобы Бог был рядом, мы должны потесниться, расчистить Ему место. В том и был смысл борьбы Антония с бесами, в этом смысл всякого духовного борения. Так в возрасте 35 лет, дойдя до середины жизни, Антоний решился сделать то, чего не делали до него: уйти в полное уединение, физически, а не только духовно оторваться от людей и общества. Он двадцать лет прожил на склоне горы в полном молчании; два раза в год верный друг приносил ему еды. В 55 лет он обрел спокойствие духа и внутренний мир. И вот тогда к нему стали приходить люди, и около 305 г. Атоний основал свой первый монастырь в Фаюме. Сам Антоний не жил в монастырях, которые основывал, но посещал их время от времени. Пост, молитва, смирение, добрые дела, труд, — вот что советовал Антоний сделать главным во внешнем поведении, что же касается внутреннего, он часто повторял, что главным и единственным шагом к познанию любви Божией является познание себя. Во время гонений 311 года Антоний пришел в Александрию, помогал заточенным в тюрьму христианам, присутствовал на суде и допросах, но его самого не арестовали - никто не посмел выступить против него. Он умер в возрасте 105 лет, оставшись как бы вне великих церковных событий своего времени, но на самом деле пребывая их средоточием; ведь событие для христианина не есть “происшествие”, драка или спор, а мгновение, когда мы причащаемся бытию воплощенной Любви. Умирая, Антоний просил сохранить место его погребения втайне, боясь, что кто-нибудь похитит его тело и поместит в церковь, чтобы приманивать туда паломников с их деньгами. После завоевания Египта арабами его останки были перевезены в Константинополь, а с 1491 века мощи его хранятся (якобы) в г. Арль (Франция), в храме св. Иулиана. В то же время почитание Антония достигла вершины в Западной Европе. Кое-где на общественные средства содержали “свинью Антония” (в память о том, как в виде свиньи Антония искушал сатана и был побеждён) в хлеве рядом с храмом, причём свинья свободно бегала вокруг церкви с колокольчиком на шее, а в день св. Антония её закалывали, освящали и раздавали беднякам. Он считался покровителем домашнего скота, особенно свиней, мясников, свинопасов, могильщиков, ткачей, кондитеров, защитником от пожаров и чумы. Память 17 января, РПЦ 17/30 января.
См. также: Антоний Великий о монашестве.
|