Богочеловеческая комедия
12 век: свобода в плену
Полемика Бернара Клервосского с Абеляром о свободе воли - скучноватая и одновременно смешная. Опыт свободы у обоих минимален, опыт несвободы - воздух, которым они дышат. Причём, несвобода их - несвобода самая страшная, несвобода не угнетённых, а угнетателей. Знание, религия, даже пол в их эпоху использовались для господства.
Между прочим, подсознательно они это знали. Отсюда некоторые яркие метафоры. Например, Бернард говорит, что свобода воли - в плену. Это напоминает ехидный отзыв о Бердяеве: "Пленник свободы".
Свобода - в рабстве, и лучше всего это проявляется в чисто негативном понимании свободы:
"Свобода нам представлялась в трояком виде: свобода от греха, свобода от страдания, свобода от необходимости. Последняя даётся нам природой, в первой мы восстанавливаемся благодатью, вторая нам сохраняется на родине".
"Родина" тут - это рай, "небесное отечество". Только там не будет страданий - отличная отмазка для неумелого стоматолога, который вполне символ архаической религии: "Потерпите ещё немного!" Терпеть страдание - можно, терпеть низкую квалификацию, которую вполне можно повысить - зачем?!
Свобода - в рабстве. Первейший симптом этого рабства - заявочки "свобода есть осознанная необходимость", "свобода есть ответственность". Нет уж, такой новояз есть признак халтуры у интеллектуала, как "потерпите, осталось немного" - признак халтуры у стоматолога.