Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Заметки к истории Церкви: 60 поколение

Последняя треть ХХ в.

Сергий Савельев

Критика Московской Патриархии в 1960-1970-е годы преследовалась тогда, когда соединялась с критикой светской власти. Если же критика раздавалась в адрес церковных лидеров, они предпочитали её игнорировать. Ярким примером может служить фигура о. Сергия Савельева, который был намного радикальнее Эшлимана и Якунина в отзывах о руководстве Патриархии, но не критиковал Кремль:

"Мы видим перед собою людей, которые ... владычествуют над церковными людьми так, как будто наше время — не время становления нового мира, а время императора Николая I. ... Церковной жизнью руководят атеисты, только они скрыты в рясах, в драгоценных митрах и прочих регалиях. Конечно, не все. Но заправилы безусловно этой породы. Гражданская власть не очень поощряет проникновение в церковную иерархию людей, враждебных современной жизни. Но разве во внутреннюю духовную жизнь церкви она вмешивается?Разве гражданская власть препятствует верующим, и прежде всего церковной иерархии, воплощать евангельские заветы правды и любви? ...

Наверху — епископат и привилегированная часть духовенства, которые тщатся уподобиться духовным сановникам старого мира, а внизу — народное церковное тело, которое, не видя правды в жизни церкви, отходит от нее или превращается в равнодушных людей, для которых дорог в церкви только обряд.

... Все церкви по всей стране захвачены людьми, которые в подавляющем большинстве просто мошенники, которые захватили и власть над нами, не ради служения Христу, а ради обогащения и себя, и тех, кто поддерживает их. Есть в храме и неплохие люди, но они идут на поводу у мошенников. И все они вместе представляют собой толщу, которую пробить одному человеку невозможно. (Текст, видимо, написан в связи с опубликованием памфлета Солженицына "Великопостное письмо" 1972 г. Оп.: Православная община. - 2000 г. - №56).

Савельев был ближе не к Эшлиману и Якунину, а к Анатолию Краснову-Левитину, потому что он рассматривал социалистический проект как глубоко оправданный, он даже поддерживал "Декларацию" митр. Сергия именно как про-социалистический документ, и ушел в "катакомбы" (где и был рукоположен) лишь потому, что увидел лицемерие этой позиции, указывал на атеизм как руководящую идею не только после-, но и дореволюционной русской власти:

"Атеисты гражданской власти нашего времени — ангелы по сравнению с атеистами того времени. Наши хоть открыто говорят о том, что они атеисты и что они ведут борьбу с людьми, как они выражаются, еще не изжившими старые религиозные предрассудки. А атеисты, которым было вверено руководство церковью в то время, носили маску защитников церкви, а по существу были вредителями церкви. Но разве не лучше атеисты открытые, нежели прикрытые? ... Привести церковь в такое состояние, в каком она оказалась в годину Суда Божьего, а эта година началась в 1914 г. и достигла своего апогея в 1917 г., — это надо было сотни лет разорять душу русского народа, утверждая жизнь под знаменем Христа, и в то же время подавлять Его!"

Савельев писал о дореволюционном ханжестве как о "канувшем в вечность", но, видимо, он бы расценил происшедшую в 1990-е годы православизацию как воскресение именно атеизма под маской церковности. Ведь он пророчествовал:

"Если бы в завтрашний день не стало советской власти и к власти пришли бы другие люди, которые стали бы поощрять церковное движение, то внешне церковная жизнь стала бы богаче и даже значение ее возросло, но это было бы обращение вспять, которое может быть только гибельным для всего нашего народа. ... Несчастье нашей жизни заключается не в том, что кто-то внедряет в нас безбожничество, а в том, что мы утеряли любовь ко Христу. Свидетельством этого служит вся наша церковная жизнь. Обнищание в нас духа веры и побуждает нас искать виновников этого обнищания" (Фрагменты о церковной жизни, 1972).

Савельев "вычислил" и появление активистов от православия, которые с 1991 года стали устраивать погромы художников, травлю инаковерующих и инакомыслящих:

"В среду истинных христиан со светлым во Христе разумом и со всепрощающей любовью будут проникать люди, для которых познание Христа в духе и истине чуждо. О таких, именующих себя христианами, приходится часто слышать. Они всех учат, со всеми сражаются, всех осуждают, и кладут сотни земных поклонов, полагая, что уж этим-то угождают Богу. Эти люди опасны. Они составляют наиболее шумливую часть прихожан, посещающих церкви, и служат большой помехой истинному служению христианина. Они, пожалуй, самая надежная опора тех, кто управляет официальной церковью. Отстраните их от себя. А если они все-таки будут стремиться быть с вами, то поставьте их на должное место, чтобы они не шумели. Осуждать подобных "ревнителей" церкви не следует, потому что никто никогда их не воспитывал духовно и не разъяснял им, что такое муть церковная и в чем заключается существо нашей православной веры. Но, не осуждая, допускать их в свою среду, как определяющих жизнь христианской общины и при этом мешающих созиданию храма Божьего, не следует" (Там же).

В 1990-е годы свящ. Георгий Кочетков активно публиковал в журнале своей общины тексты Савельева, выставляя его предшественником, а общину Савельева, наряду с общиной "мечевцев" - эталоном, по которому он сам строит Церковь. Однако, во-первых, ни Кочетков, ни тексты самого Савельева (среди которых есть мемуарные) не дают оснований говорить о существовании сколько-нибудь устойчивого кружка, разделявшего идеи о. Сергия или находившиеся к нему в отношении "общинников". Вспоминая свои мытарства в Московской Патриархии, Савельев нигде не упоминает никакой "общины", подчеркивает, что жил всегда при храме. "Общиной" он всюду называет приход конкретного храма:

"Для церкви совсем не нужно всякого рода миссионерское и противораскольническое натаскивание к словопрениям. Для церкви не так уж нужно и макарьевское догматическое богословие. Для церкви прежде всего нужна вера будущих служителей церкви и их крепкая нравственная основа жизни, а это христианин может получить только непосредственно в жизни общины. Настоящую подготовку к священнослужению христианин должен проходить, участвуя в жизни общины — и богослужебной, и хозяйственной. Будущий священнослужитель должен уже в отроческих годах иметь к себе любовь и уважение со стороны верующих людей. Община призвана выращивать будущего служителя, и только община, конечно, в согласии с епископом, может представлять из своей среды людей, достойных носить сан священника".

Савельев занимал противоположную по отношению к Кочеткову часть церковного спектра. Савельев имел определённую социально-политическую позицию - Кочетков подчёркивал свою аполитичность и был лоялен к любой власти в Кремле. Савельев гласно заявлял прихожанам: "У меня с патриархией есть разномыслие. И глубокое разномыслие". Кочетков подчёркивал своё единомыслие с Патриархом - возможно, не всегда искренне. Савельев сам вышел из катакомбного православия и не осуждал ушедших из Патриархии в катакомбы - Кочетков осуждал нелояльность демонстративно. Савельев делал акцент на личной святости - Кочетков на иерархическом послушании.

Конфликт Савельева с Патриархией был вызван идейными причинами - конфликт Кочеткова с Патриархией был вызван особенностями его характера, предпочитающего руководить, но не работать на равных и подчиняться. Идейно же Кочетков был вполне консервативен. Он долгие годы дружил с о. Владимиром Воробьевым, создавшим "Свято-Тихоновский институт" для массовой индоктринации интеллигенции в духе консервативного православия, начинал свою миссионерскую деятельность в том же стиле, и пытался сохранять с ним хорошие отношения до последней возможности.

Савельев, наконец, был не просто "терпим" к инославным и инаковерующим, но проповедовал нечто большее, неприемлемое для Кочеткова, который в экклезиологии придерживался традиционно эксклюзивистских взглядов.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова