Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Заметки к истории Церкви: 60 поколение

Последняя треть ХХ в.

Католичество и коммунизм в Польше

Характерна статья нейтрального автора Стивена Герца (Steven Gertz) - в американском протестантстском журнале "Christianity Today" (7 ноября 2003 года): сжатое, популярное объяснение роли Войтылы в падении коммунизма. Герц отмечает, что Войтыла, будучи епископом, тщательно избегал критиковать власти. Однако, он указывает на "гонения": власти якобы пытались помешать ему возглавить крестный ход в праздник Тела Христова (год не указан), сопротивлялись его попыткам организовать 11 новых приходов. В 1979 году в речи в ООН Войтыла призвал к защите прав человека - якобы это был прежде всего антисоветский акт. Его поездка в Польшу названа "опасным" ("dangerous") паломничеством. Якобы именно эта поездка побудила Валенсу организовать в 1980 г. "Солидарность". Войтыла обратился к Брежневу с письмом в защиту депортированных Ярузельским деятелей "Солидарности".


В странах, присоединённых к российской советской империи после Второй мировой войны, коммунистическая власть никогда не была достаточно сильно, чтобы истребить инакомыслие так, как это было сделано в самой России. Ярким примером стала судьба католичества в Польше. Её лидеры – например, кардинал Сапега (1867-1951), кардинал Вышинский – пользовались огромным влиянием, их не заменили на марионеточные фигуры, полностью лояльные к власти. Не было расстрелов верующих.

Церковная иерархия не отказывалась от связей с интеллигенцией, даже помогала ей. В 1946 был основан журнал католической интеллигенции «Знак». Власть закрыла «Тыгодник варшавский», один из органов христианско-демократических кругов, создала в 1945 ассоциацию «Пакс», члены которой признавали руководящую роль компартии, оставаясь католиками, несколько тысяч священников были завербованы в «ксендзы-патриоты» запугиванием. Когда «Знак» отказался печатать некролог Сталину, журнал закрыли, но он тут же открылся под именем «Тыгодник повшехный». В 1956 г. в сейма была создана фракция депутатов-католиков «Знак» (сперва 11, потом 5 человек). Группе покровительствовал Вышинский, Церковь помогала независимым от нее католическим (и не только) интеллектуалам деньгами.

Всё это было немыслимо в советской России. Эта католическая интеллигенция определяла себя как «открытое, социально ангажированное католичество» (Ежи Турович); от лобовой борьбы с коммунизмом группа решила отказаться как от задачи непосильной и самоубийственной. В «открытость» входило представление о необходимости контактов с неверующими и инаковерующим, которым давали слова на страницах журнала. Группу «Знак» травили, в частности, в 1968 году, когда депутаты-католики отказались голосовать за введение в Конституцию пункта о руководящей роли коммунистов, но никого не арестовали.

В 1977 г. кардинал Войтыла объявил, что «Знак» и «Тыгодник повшехный» входят в имущество Церкви, взяв их под своё покровительство. Такие жесты в адрес интеллектуалов со стороны церковного истеблишмента в России (как католического, так и православного) отсутствовали и до революции, и в годы гражданской войны, и при большевизме, и после его формального падения в 1991 г. См.: Возняковский Г. Мы были островом легальной оппозиции. // Новая Польша. - №7-8. – 2004 г. – С. 113-119.


"Открытое христианство" бывает и "открытым католицизмом". Польский католический журнал"Вензь" ("Связь") с 1957 г.ставил своей целью "оживить польский католицизм, сделать его открытым к современной культуре и западной богословской мысли, а особенно к идеям II Ватиканского собора"(Бурнетко К. Открытая связь. // Новая Польша, №3, 2003). Главным редактором был избран Тадеуш Мазовецкий, 30-летний католический журналист, вышедший из подконтрольного режиму католическому объединения "Пакс".

Оппозиционность марксизму не могла не быть крайне незначительной, но и незначительное сопротивление стоило дорого. Предложение ориентировать общество на личность, развивать демократию звучало бунтом. Католическая иерархия тоже считала "Вензь" бунтарским явлением: ведь там печатали Маритена, Мунье, которых считали симпатизирующими социализму. Так православные фундаменталисты считали, что Бердяев симпатизирует коммунизму. При этом как раз Маритен и Бердяев твердо противостояли коммунизму там, где речь шла о личности, а вот христианская реакция была совершенно подобна коммунизму пренебрежением к личности и властолюбием. "Вензь" критиковала недостатки польского католичества, в том числе, писал Кшиштоф Бурнетко, "ставку иерархии на обрядовый католицизм в надежде привлечь как можно большее число верующих ценой поверхностности "массовой", "народной" веры".

Кардинал Вышинский шел на сговор с коммунистами, изображая непримиримость. Как и коммунисты, католическая иерархия на первое место ставила закрытость. Термин "открытая Церковь" ввел в польский обиход заместитель Мазовецкого Юлиуш Эска, подразумевавший под "открытостью" открытость к диалогу с марксистами-ревизионистами, с иудеями, с религиозными и национальными меньшинствами. "Вензь" стала местом встречи католиков с "неверующими левыми" (выражение Адама Михника") - термин, отчасти напоминающий выражение "анонимные христиане", употреблявшийся по отношению к диссидентам в России "либеральными" православными. "Вензь" печатала тексты и не католиков.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова