Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Заметки к истории Церкви: 59 поколение

Вторая треть ХХ в.

 

 

Количество локальных экспериментов, пытающихся дополнить католическими ценностями свободную рыночную экономику, регулируемую правом, велико: в ХХ веке наиболее известны дистрибутивизм английских католиков Честертона и Беллока, движение Энтигониш (католические священники Мозес Коуди и Джимми Томпкинс в Канаде в 1920-е) и эксперимент о. Хосе Арисмендариетта из Мондрагона.

Арисмендариетта (баск, род. 1915 в Маркина, Бискайя, сражался на стороне республиканского правительства, чудом избежал расстрела франкистами, стал священником, в 1943 основал Политехническую школу Мондрагона - ум. 29.11.1976) соединил идеи энциклики "Рерум новарум" с дистрибутивизмом, цеховым социализмом, кооперативным движением "Рочдейльских пионеров", кредитным юнионизмом.

Его опыт является и наиболее масштабным (в 2002 г. объем продаж Мондрагона составил 8,8 миллиардов долларов, 60 тысяч рабочих). Но его успех вызван, видимо, ещё и тем, что религиозная составляющая в нём не является лидирующей и обязательной, как нет идеологизированной агрессивности против "консумеризма", нет риторики о "любви" и "самопожертвовании", речь идет лишь об уважении к достоинству личности, социальной солидарности, (http://www.justpeace.org/mondragon.htm). Отец Хосе воздерживался от того, чтобы выступать в движении судьёй, и главные конфликты его члены разрешали и разрешают без клерикальных наставлений.

Арисмендариетта противопоставлял потребительству и экономии - труд и собственность. Труд должен нанимать капитал, не наоборот. В США есть система, при которой капитал через акции принадлежит работникам ( Employee Stock Ownership Plan), но в Мондрагоне члены кооператива контролируют не только распределение доходов, но и ведение бизнеса (для этого они проходят специальное обучение). На благотворительность идет строго 10% прибыли, 40% реинвестируется, остальное распределяется между членами Мондрагона.

См.: Ватикан противопоставляет рабочему католичеству утопию Любич.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова