Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

СТАТИСТИКА РЕЛИГИИ В МИРЕ

 

*

Статистика католической Церкви. За время правления Иоанна-Павла Войтылы число католиков выросло на 38%. Крещеных в 1978 г. было 757 млн., стало 1 045. В Африке рост 140%, в Европе 5,8% (Libreria Editrice Vaticana). Епископов 3 714, стало 4 541. А вот священников стало меньше на 3,75% - 405 000. Монашества всюду меньше (кроме Азии). Желающих стать священниками в 1978 64 тт., в 2000 111 тысяч. На 19% сократилось число монахинь (только в Третьем мире их число возросло).

В Бразилии с 1991 по 2000 г. число католиков сократилось с 83,8% до 73,8%. Число протестантов выросло с 9% до 15,4%. В Рио католиков 57,2%, 15,5% неверующих.

Согласно Британской Церковной переписи 2005 года, в 1998-2005 г. в церковь перестали ходить полмиллиона человек. Скорость убавления прихожан снизилась по сравнению с предшествующим семилетием. Причина - больше стало верующих из национальных меньшинств (негры - 10% и еще 7% - другие этносы). Перепись основана на анкетах, которые были разосланы в 37500 церквей. Откликнулась половина. По этим данным 8 мая 2005 года (воскресенье) в церковь пришло 3,1 млн. человек - 6,3% населения. Число приходов, численность которых растёт, 34% - уменьшается численность в 50% общин. Потери перевешивают рост.

Католиков и англикан - половина среди опрошенных, остальные методистские, пятидесятнические и баптистские церкви. Католиков чуть больше англикан, но и потери среди католиков больше. В 1990-е гг. число практикующих католиков сократилось на треть. Верующие стареют - среди прихожан людей старше 65 лет 29%, а среди населения в целом - 16%. Лишь 5% 15-19-летних посещают церковь. За треть века число католиков сократилось на 40%, крещений стало меньше на 50%. В 1991 г. на мессу приходило (в Англии и Уэльсе) 1,3 млн. человек, в 2004 - 960 тыс. Священников стало 3 765, монашествующих 1 363. В 2000-м году было лишь 20 постригов. Многие обители закрываются, здания продаются. В Шотландии 600 тысяч католиков, тенденции те же. В целом 72% англичан называют себя христианами, 8% регулярно ходят в храм.

По данным Ватикана, прирост католиков значителен в Африке и Азии. Он значителен, но при этом священников становится меньше , так что на одного священника в 1978 г. приходилось 1700 католиков, а теперь 2700 (было 421 тыс., стало 405 тыс). Что, очевидно, свидетельствует либо о приписках, либо о росте иждивенцев, либо о том и другом разом.

Одновременно фонд Пью опубликовал свою статистику: в мире 2 миллиарда пятидесятников. Фонд считает, что пятидесятников три четверти от общего числа протестантов и что они на втором месте по численности после католиков (что не согласуется с официальной ватиканской статистикой, по которой католиков миллиард с четвертью). Впрочем, в "пятидесятники" были зачислены и "харизматы" из католиков и православных. Например, в США, по оценкам фонда, 5% пятидесятников и 18% - харизматов. В Бразилии 15% пятидесятников, 34% - харизматики (всего половина населения). Больше всего пятидесятников в Кении (треть населения). Отличает их в поведении: еженедельное посещение церкви, ежедневная молитва и чтение Библии, проповедь через СМИ, глоссолалия (но 40% пятидесятников никогда не говорили на языках), предпочтение буквалистскому толкованию Библии, в целом консервативны (отрицательно относятся к внебрачному сексу, разводу, абортам, гомосексуализму).

Католический официоз умудряется и эти цифры использовать триумфально: мол, слухи о смерти религии преувеличены. Кто бы спорил! А всё-таки: будем радоваться любой религиозности, когда мы обращаемся к атеистам, и обличать даже католиков, посмевших усомниться в необходимости ношения папой шапочки Санта-Клауса, когда обращаемся к своим?

*

Согласно Британской Церковной переписи 2005 года, в 1998-2005 г. в церковь перестали ходить полмиллиона человек. Скорость убавления прихожан снизилась по сравнению с предшествующим семилетием. Причина - больше стало верующих из национальных меньшинств (негры - 10% и еще 7% - другие этносы). Перепись основана на анкетах, которые были разосланы в 37500 церквей. Откликнулась половина. По этим данным 8 мая 2005 года (воскресенье) в церковь пришло 3,1 млн. человек - 6,3% населения. Число приходов, численность которых растёт, 34% - уменьшается численность в 50% общин. Потери перевешивают рост.

Католиков и англикан - половина среди опрошенных, остальные методистские, пятидесятнические и баптистские церкви. Католиков чуть больше англикан, но и потери среди католиков больше. В 1990-е гг. число практикующих католиков сократилось на треть. Верующие стареют - среди прихожан людей старше 65 лет 29%, а среди населения в целом - 16%. Лишь 5% 15-19-летних посещают церковь. За треть века число католиков сократилось на 40%, крещений стало меньше на 50%. В 1991 г. на мессу приходило (в Англии и Уэльсе) 1,3 млн. человек, в 2004 - 960 тыс. Священников стало 3 765, монашествующих 1 363. В 2000-м году было лишь 20 постригов. Многие обители закрываются, здания продаются. В Шотландии 600 тысяч католиков, тенденции те же. В целом 72% англичан называют себя христианами, 8% регулярно ходят в храм.

По данным Ватикана, прирост католиков значителен в Африке и Азии. Он значителен, но при этом священников становится меньше , так что на одного священника в 1978 г. приходилось 1700 католиков, а теперь 2700 (было 421 тыс., стало 405 тыс). Что, очевидно, свидетельствует либо о приписках, либо о росте иждивенцев, либо о том и другом разом.

Одновременно фонд Пью опубликовал свою статистику: в мире 2 миллиарда пятидесятников. Фонд считает, что пятидесятников три четверти от общего числа протестантов и что они на втором месте по численности после католиков (что не согласуется с официальной ватиканской статистикой, по которой католиков миллиард с четвертью). Впрочем, в "пятидесятники" были зачислены и "харизматы" из католиков и православных. Например, в США, по оценкам фонда, 5% пятидесятников и 18% - харизматов. В Бразилии 15% пятидесятников, 34% - харизматики (всего половина населения). Больше всего пятидесятников в Кении (треть населения). Отличает их в поведении: еженедельное посещение церкви, ежедневная молитва и чтение Библии, проповедь через СМИ, глоссолалия (но 40% пятидесятников никогда не говорили на языках), предпочтение буквалистскому толкованию Библии, в целом консервативны (отрицательно относятся к внебрачному сексу, разводу, абортам, гомосексуализму).

Католический официоз умудряется и эти цифры использовать триумфально: мол, слухи о смерти религии преувеличены. Кто бы спорил! А всё-таки: будем радоваться любой религиозности, когда мы обращаемся к атеистам, и обличать даже католиков, посмевших усомниться в необходимости ношения папой шапочки Санта-Клауса, когда обращаемся к своим?

Вышел очередной сборник ватиканской статистики с анализом данных 1978-2004 г. За время правления Иоанна Павла II количество клириков уменьшилось на 27,4% - с 75 до 55 тысяч. Монахинь было 990 тысяч, стало 767 тысяч. Большинство монахинь по-прежнему в Европе - 43%.

Есть прирост - и большой - в Латинской Америке и Азии - но он не покрывает убыли в других частях света.

 

"Калифорнийская компания Lawrence Research провела в 2002 году довольно необычное социологическое исследование, опросив 500 руководителей компаний по заказу Центральной лютеранской церкви Миннеаполиса". 74% бизнесменов молятся перед принятием важных решений, но лишь 33% обращаются за советом к духовенству. 65% заявили, что больше всего им помогает разговор с женой. Как говорили встарь, "ночная кукушка дневную перекукует" (как гениально из всех птиц выбрана та, чье пение ритмично, словно качание качелей). Может быть, поэтому духовенство и женщины относятся друг к другу столь же ревниво как тещи и мужья. "72% респондентов утверждали, что являются членами церковного прихода или регулярно посещают синагогу, в то время как в среднем среди американцев этот показатель составляет лишь 64%".


Французский социолог И.Ламберт в 2002 г. исследовал религиозность европейской молодежи (в т.ч. и в Восточной Европе, 18-29 лет). Верующих в Бога и загробную жизнь стало больше, но посещающих церковь - меньше. Беда в том, что нельзя противопоставлять верующих и посещающих. Можно говорить о говорящих о вере и проявляющих веру. О проявляющих веру в реплике социологу и о проявляющих веру в молитве в храме. И уж совсем третье: проявляющие веру в отношении к другим.


The Hartford Institute for Religion Research выложил в сети данные о числе православных в США. Исследование проводил московских исследователь Александр Криндич из ин-та географии (в английском тексте из него сделали Алексея Киндрарча). Он обнаружил 2400 приходов, распределенных по 22 юрисдикциям. Всего выходит в среднем по 130 человек в приходе. С захожанами (adherents) выходит чуть больше миллиона, а ведь обычно считают, что в США 5-6 миллионов православных. Причем американцы определяют точно, кто прихожанин (записан в приходскую книгу, платит взносы, регулярно причащается), а кто захожанин (причащается раз в год). Более всего прихожан к антиохийских православных - это группа, которую 40 лет назад увел от протестантов лидер, ныне митрополит Филипп, и он прозелитирует вовсю и с большим успехом. В других юрисдикциях все больше старики. Фундаменталисты при этом считают, что и нечего церкви подстраиваться под молодых, церковь не должна быть user friendly - тут используют социологи компьютерный термин, то есть церковь не должна быть удобна для "пользователя". Горох, что ли, под коленки сыпать для вящего благочестия?

*

В связи с уничтожением мусульманами буддийских древностей в Афганистане Георгий Бовт (Известия, 3.3.2001) из журнала "Ридерз Дайджест": опрос в 18 странах 17 тысяч человек показал резкое уменьшение авторитета Церкви. В Британии, Испнии, Германии, Бельгии, Чехии 51% мало ей доверяют, в среднем по Европе уровень доверия 44%. Больше доверяют - 71% европейцев - полиции. Менее всего доверяющих в Чехии, более всего в Польшу, Португалии, в Скандинавии. Прессе во многих странах доверяют больше. Во всей Европе на первом месте стоит брак, лишь в России -- нет.

*

С 2000 г. число священников Кат. Церкви снизилось с 421 000 до 405 000. В Европе количество священников снизилось на 19%, в Африке и Латинской Америке чуть выросло.

В 2005 г. было собрано 51,7 млн. долларов "пенсов святого Петра" - на 7,4% меньше, чем в 2004 г. (Зенит, 10.7.2005). На каждого из миллиарда католиков пришлось по 19 центов - 6 рублей. Действительно - пенс.

В 1988 г. было 257 тт. приходских священников, в 2003 г. стало 268 тт. Ватиканское начальство заявило, что это небольшой, но значимый рост. "Значение" - удивительная вещь. Большой упадок - не имеет значения для того, кто отвечает (должен бы отвечать, но неподконтролен) за рост. А маленький рост - имеет. В Африке священников стало втрое больше, в Азии вдвое - мало же их было, коли рост в разы не отразился на общей статистике. Когда станет совсем плохо, начнут хвастаться тем, что в России количество католиков и их священников выросло в десятки раз. Прибегают, когда выгодно, к мышлению механическому, которое полагает, что темп роста постоянен. Но одновременно игнорируют высочайшие темпы роста у протестантов (харизматов). Либо - начинают ими пугать людей. Число священников из орденов и конгрегаций (иеромонахов) упало со 158 до 137 тт.

В 2003 г. на одного священника приходится 2700 католиков, а было в 1978 1800.

Если считать, что в России половина населения (70 млн.) православных, то на одного священника (15 тт.) приходится 4666 человек.


Новая Польша, №5, 2003, с. 17 со ссылкой на "Жечьпосполиту" от 15.3.3: 95% поляков верующие, 60% веруют "по-церковному", неверующих 3%, 35% веруют "по-своему".


"Yearbook of American & Canadian Churches" за 2005 год, только что вышла: в США по-прежнему крупнейшая Католическая Церковь, 67 млн. человек, и рост быстрый - на 1,28%. На втором месте баптисты Юга - 16,4 млн., рост 1,18%. На третьем Объединенная Методистская Церковь (8,2), но там прирост нулевой. В этом году на четвертое место вышли в этом году с пятого мормоны (все-таки числят их среди христиан) - 5,5 млн. и рост 1,7%. Остальное все по миллиону-два. В мире из 6,4 млрд. 33% христиан - 1,1 млрд. католики, 426 млн. индепенденты, 375 млн. протестантов, 219 православных, 79 англикан, 34 "маргинальных" христиан.

Опрос ин-та Гэллопа (Свет Евангелия, 19.12.1999) — 50 тыс. человек из 60 стран мира — 64% жителей Гонконга не принадлежат ни к одной религии (высшая цифра), за ними 46% — южно-корейцы. Больше всего верующих в Западной Африке (99%), но не христиане, конечно — и в Латинской Америке 87%, в Северной 91%, в Западной Европе 88%, в Восточной 84%. Степень религиозности падает с повышением уровня образования. Женщин верующих 69% против 57% мужчин. Лишь треть верующих регулярно посещает богослужения.

Данные за 2002 год. Бюджет Ватикана: доход 216,5 млн. евро, расходы 230 млн. евро. В курии 2 659 человек, в том числе 744 священника, 351 монашествующий, 1564 мирянина. Большие долги за радио. Отдельный бюджет у "государства города Ватикан" - дефицит 16 млн. евро, 1511 служащих. Отдельный фонд лично папский благотворительнй - в основном нищим из Третьего мира, в 2002 г. собрано 52,8 млн. долларов.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова