Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Заметки к истории Церкви

ДАТА ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА

Дата празднования Рождества изначально обосновывалась "идейно". Поликарп Смирнский (нач. 2 века) подчеркивал, что Рождество совершилось в среду — потому что Солнце сотворено на четвертый день, а среда — четвертый день от Субботы. Впрочем, творение солнца относили и к точной дате — 21 марта — и латинский трактат, написанный ок. 243 г. подчеркивал, что Рождество совершилось в это число. Оригинальнее всех был, как всегда, Ориген, подчеркивавший, что не следует праздновать день рождения Христа, потому что праздновать день рождения — удел плохих людей. Пусть это оригинально, но это не самая добрая мысль Оригена, по духу схожая с современным ханжеством, которое запрещает праздновать Новый Год. В Библии, действительно, упоминается о праздновании дня рождения фараона и Ирода, не самых обаятельных персонажей — но мало ли что украдет подлец, это не обязательно становится подлым.

Рождество обычно отмечали на Богоявление (6 января, Крещение). Климент Александрийский выступал за 20 мая, оговаривая, что другие отмечают Рождество 17 ноября, 20 ноября, 25 марта. Впервые 25 декабря как день Рождество зафиксировано в 273 году. Восторжествовала логика Оригена, только направленная в другом направлении: да, день рождения дело языческое, и мы это языческое перехватываем. 25 декабря был день рождения Солнца Непобедимого (natalis solis invicti) у римлян, у поклонников Митры (которых было много среди римских солдат) — день его рождения, "солнца праведности". На Западе впервые 25 декабря отпраздновали уже при Константине Великом, в 336 году. Обычай праздновать 6 января сохраняется армянскими христианами. Для римо-католиков 6 января — прежде всего, день прибытия волхвов ко Христу.

От языческих римских праздников христиане позаимствовали обычай делать подарки на Рождество и веселиться (это — от Сатурналий), украшать дом зелеными ветками, свечами, заниматься благотворительностью (это — от римского Нового года).

9 декабря 2000 г.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова