Богочеловеческая комедия
История до Иисуса: изобретение цитаты и самообразования
Цитата - незамеченное изобретение, а цитата изобретение важнейшее. Мегалиты были бы невозможны без цитаты. Как собрать тысячи людей для сооружения Стоунхеджа, если кто-то не будет передавать им слова о том, что надо собираться? Не один же человек обходил моря и земли и глаголом жег сердца людей? Это - "горизонтальная цитата". Тем более, что мегалиты сооружались, несомненно, веками (как и готические соборы), следовательно, было цитирование и вертикальное, в глубину веков (или в высоту веков, зависит от системы отсчета).
Цитата есть удвоение информации. Кто играл в испорченный телефон, тот понимает, что цитирование - такое же гениальное открытие, как интернет, книгопечатание, письменность. Собственно, все перечисленное есть лишь подвиды цитирования. Зубрежка - большое достижение для одного человека и еще большее для всего человечества. Книжных магазинов нет, типографий нет, компьютеров нет, а Бхагавад-гита, Илиада и Пятокнижие Моисеево - есть.
Разумеется, тиражирование (удвоение, цитирование) встречается в природе. Примечательно, однако, что это свойство очень распространено у неживой материи (отпечаток скелета, кристаллические решетки, псевдоморфы, репликации), но на высотах эволюционной лестницы притормаживает. Налицо пропасть между обезьянами и человеком в отношении цитирования. Можно даже предположить, что сотни тысяч лет люди уже были, но еще не цитировали друг друга. Шуточный пример: Ной пугает родственников потопом, но его слова не передают дальше. Передавали бы - глядишь, ковчегов было бы больше.
Это шутка, потому что Ной жил среди людей, у которых уже была керамика, какие-то обряды, здания, орудия труда. Все это невозможно без цитирования. Очень наивны люди, которые полагают, что "цивилизация" - это пустая говорильня, что слова - словами, а главное - дело делать. Парламент - говорильня, сказал один советский директор часового завода и предложил депутатам не языки чесать, а встать у станка. Ему не пришла в голову простая мысль: часы - вовсе не обязательный продукт природы, не каждой культуре нужны часы, без них превосходно обходились вплоть до XV примерно столетия (без башенных, а без карманных и того дольше). Часы нужно не просто человеку, а человеку, который хотя бы умеет читать - а книга уже есть цитата, слово.
Недооценивают значение слова для человечества люди, которые говорят: "Словами сыт не будешь! Кто-то должен готовить завтрак, убирать дом, чистить улицы, защищать родину!"
Дело даже не в том, что не появились бы без умения говорить и цитировать завтраки, дома, улицы и даже "родина" - и особенно родина, понятие сугубо словесное. Дело в том, что у каждого биологического вида есть своя ниша, своя предельная численность, определяемая кормовой базой и другими природными условиями. Для человека эта предельная численность составляет сто тысяч человек. Разница между ста тысячами и миллиардами, которые налицо, возможна не благодаря речи - свои способы обмена информацией есть у всяких животных. Птички щебечут, обезьяны кричат, это помогает спариваться и размножаться, защищаться от врагов, но не более того. Если бы человеческая речь ограничивалась таким обменом, даже казармы были бы недосягаемой мечтой. Никаких крестьянских домов не было бы. Поле, плуг, рожь, рис, - результат не того, что кто-то тупо гнул спину, а того, что кто-то думал, говорил, а кто-то учился. Без "балаболов", "умников", "интеллигентных паразитов" домашнивания животных и окультуривания растений не было бы. Мегалитов тоже не было бы, но на это всем наплевать.
Не надо плевать на мегалиты. Они - грандиозные памятики тому, что цитирование, закрепление слова в памяти, совершенно не обязательно позитивно. Страшно представить, сколько речей говорилось - и передавалось, причем с энтузиазмом, из уст в уста - призывающих сооружать мегалиты. Сколько тысяч людей отрывались от изготовления кирпичей, часов и веников, чтобы сволакивать вместе многотонные глыбы. Наверняка были и скептики, которые говорили, что мегалиты ни к чему, пустая трата сил. Забавно, - они оказались правы. Излишки были направлены в ложную сторону. Много их, таких памятников неразумных трат. Пирамиды, военные министерства, атомные подводные лодки и т.д. Понятно, что никто не может и не должен определять, на что направлять полученное в результате изобретательности и творчества. Более того: похоже, что как во многих природных процессах важную роль играют буферные материалы - наполнители, балласты - так в жизни людей очень важны люди, безусловно не изобретатели - например, дауны, дебилы, да и просто сумасшедшие - которые создают сам воздух человечности, в котором возможны изобретения и творчество. А вот всякие военные, гепеушники-гестаповцы, всевозможные охранники и сторожа, - сужают пространство человечности, так что всё вокруг них хиреет и скукоживается.
Человечество впустую тратило и, скорее всего, будет впустую тратить самые драгоценные свои силы, заходило и будет заходить в самые дикие тупики - человечество, собственно, само эти тупики и сооружает. В этом отношении эволюция культура, человечности, духа идет ровно по тем же принципам, что и эволюция биологическая: то мутация-озарения, то приспособление, то удача, а то и провал с гибелью. Излишек можно израсходовать на познание и мир, а можно на госбезопасность и войнушку. КПД , пожалуй, как у паровоза - ведь и атомная бомба, и Александр Македонский тоже были бы невозможны без цитаты, а сколько они разрушили. Что ж, как у паровоза - очень недурственно. У обезьян кпд стопроцентное, только вот представление о "пользе" у обезьян и человека не совпадают - благодаря изобретению цитаты.
В начале было слово, и оно погибло, не принеся плода, но тут изобрели повторение, тиражирование слова, и начался прогресс. Пока плодились и размножались люди, не умеющие цитировать, передавать слова из поколения в поколения, это было просто размножением без прироста. Когда люди научились плодить, размножать и консервировать слова, начался тот нереальный взрыв, частицей которого является каждый человек сегодня. За вычетом той сотни тысяч, которая бы жила на Земле и без слов, но которой отнюдь не позавидуешь.
"Взрыв" это, конечно, и демографический взрыв. Однако, количественный рост человечества - явление побочное и временное. Демографический взрыв заканчивается на наших глазах, но было бы недостойным человеком материализмом паниковать. Вполне вероятно, что демографический взрыв - такое же временное явление, как особенно громкий звук у мотора, когда автомобиль трогается с места. Когда машина набирает скорость, мощности нужно меньше.
* * *
Если чего и следует опасаться, то таких своеобразных изобретений как государство. Очень полезное изобретение. Насколько оно опасно, видно из того, что у многих людей утрачено сознание того, что жизнь на земле появилась не благодаря государству, поддерживается не государством, что государство вторично по отношению к жизни. Простейший пример простого вопроса, на который редко дают правильный ответ: что первично - самообразование или образование? Цитату изобрёл тот, кто первым заставил другого повторить свои слова, приказал цитировать, научил зубрёжке, или тот, кто первым повторил слова другого и запомнил их безо всякого приказа, просто потому, что был восхищён этими словами?
Один ответ дал Рэй Бредбери в антиутопии "451 градус по Фаренгейту": первична потребность человека в слушании слова. Любая цензура, любой тоталитаризм, вплоть до попытки вообще изничтожить книги обречены на неудачу - люди, рискуя жизнью, будут заучивать наизусть и хранить в памяти Гомера, Библию, Толстого. Наверное, не все люди будут так поступать, но если уничтожить тех, кто так поступать будет, их место займут другие либо человечество просто вымрет.
Другой ответ дает человек отчаявшийся, циничный: нет государства - нет образования. Государство - то есть, правительственные чиновники, которые реальны, в отличие от государства - может запретить образованность, и тогда будет безграмотное быдло. Чиновник, возможно, сохранит образованность для себя, для "элиты", но люди, лишённые возможности образования, образованными не будут. Государственное поощрение - единственный стимул к образованию. Не будет поощрения - будет дикость.
Вера в первичность государства и всякой внешней власти по отношению к образованию - всего лишь суеверие. Эта вера справедлива лишь для тех условий, которые эта вера сама и создаёт. Самооправдывающееся пророчество: если связать человека и запереть его в тёмной комнате, человек ничего не будет видеть. Деспотизм уродует человека, после чего изуродованный человек объявляется нормальным. Избить человека до полусмерти, положить его под капельницу и заявить, что источник жизни - капельница.
Говорящий желает говорить, желание повторить - реакция на его речь. Эта реакция может возникнуть, может не возникнуть, и когда она возникает - это неожиданность, новизна, изобретение. Сам принцип повторения открывается многократно, как и Америка. Тем удивительнее, что он открывается только людьми. Это и принцип самообразования - человеку важно слушать, важно запоминать и повторять. Нужно очень стараться, чтобы убить в человеке талант повторения, и в этом убийстве государство преуспевает так же, как в смертной казни и в войне. Только, в отличие от жертв палача и от лежащих под капельницей, человек, которого, казалось бы, раз и навсегда отвратили от образования, вполне может обратиться к самообразованию - а образование есть подвид самообразования, не наоборот.
Человек не есть реальность, человек есть образ, проект, чертёж. Самообразование есть самотворение, самосочинение, и это высшее творчество, которое не просто "доступно человеку", а которое и есть человек. Самообразование при этом требует максимальной открытости другому человеку, способности слушать, запоминать, воспроизводить, тиражировать. Конечно - и цензура, отсев, отбор, но они подчинены слушанию и они не должны идти извне. Конечно - и собственное слово, и свое дополнение развитие, но они тем плодотворнее, чем яснее человек отличает принятое и воспроизводимое, чужое - от своего, а такому отличению тоже нужно учиться - учить себя. И тогда "грамотность" - то есть, самообразование - оказывается не только "главным фактором демографического развития" (Караваев и др.), она оказывается главным фактором превращения сообщество узконосых приматов в образ людей, соединённых друг с другом отношениями говорения, слушания, повторения и творчества.
Человек не в силах изменить свою биологию. Биология диктует неравномерность душевного развития. То, на чём сосредоточен человек, он подвергает более тщательному анализу, он лучше узнаёт, меньше делает ошибок в этой сфере. Но внимание человека не безгранично. Специализация-с! В периферийных, второстепенных для себя сферах человек всегда будет делать ошибки. Что ж, закон природы так закон природы. Но от человека, а не от природы, зависит, куда направить своё внимание, на чём сосредоточиться. Ограничить свой кругозор легковесными книгами, развлекательными телепрограммами - или сделать центром жизни (что не совпадает с "источником заработка", между прочим) что-то важное, будь то мысль, искусство, социальнаяа ктивность. Более того - путём хитрых манипуляций человек может сосредоточиться на такой сфере, которая будет включать в себя множество других как частные случаи.
* * *
Будущее - за пределами знания, но вот любопытная оговорка Каратаева: "Богатые семьи не хотят иметь много детей". Между тем, он (с прочими) доказал, что главный фактор - грамотность. "Грамотные семьи не хотят иметь много детей". Оговорка связана, видимо, с тем, что в России - в отличие от нормальных стран - грамотность не связана с улучшением материального положения. Во всяком случае, связь не так очевидна, как в Европе и США. В любом случае, тезис "образованные семьи не хотят иметь много детей" - вовсе не аксиома. Хорошо известно, что в США образованность часто сочетается с многодетностью - в отличие от Европы. Можно уверенно сказать, что "образованные семьи" хотят прежде всего реализовывать свою образованность и регулировать количество детей. В определённых условиях - в сторону уменьшения, но можно предположить, что возможны условия, когда именно образованные семьи пойдут на увеличение количества детей. Например, известно, что у не слишком образованных семей - у традиционных семей - рождаемость возрастает во время войн. Нормальная биологическая, материальная реакция. Можно предположить "от противного", что образованная семья против многодетности лишь в условиях, которые неблагоприятны для детей. Тут не проявление эгоизма, тут проявление разумности. Рожать детей в мир войны, лжи, бесчеловечности? Может быть, сперва изменить мир? Можно предположить, что демографический спад - если он не приведёт к падению образованности - будет сопровождаться большим социальным прогрессом - который будут совершать именно "образованные семьи", - и на определённой стадии этот прогресс так изменит социум, что образованные семьи решать иметь много детей.