Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Илия (IX век до р.Х.). Имя “элияху” в русской церковной традиции принято истолковывать как “Сила Господня”, но вернее “Мой Бог Ягве”.  Уроженец Весвии (Тишбе) Галаадской, почитающийся одним из величайших пророков Библии. Напрасно, однако, было бы искать в Библии книгу Илии наряду с книгами Исайи или Иезекииля: Илия был пророком, вещавшим через жесты и поступки, а не через проповеди и поэмы. О нем рассказывается более всего в 3 Цар 17-21 и 4 Цар 1-2. Илия выступил против отступления избранного народа от Того, Кто народ избрал, от Единого Бога. Поскольку народ тогда олицетворялся царём, Илия пришёл со своими обличениями к царю Ахаву и предупредил, что Бог нашлёт на страну жестокую засуху. Разумеется, от засухи страдал весь народ, и это заставляло людей подумать, стоит ли почитать финикийских идолов, которым приносили жертвы, молясь о плодородии земли. Самого Илию Бог предусмотрительно послал скрыться в пустыне (чтобы соотечественники не побили). После этого Ахав согласился устроить у горы Кармил состязание между Илией и 450 служителями Ваала (“Ваал” и означает по-финикийски “Господь”). Молитвы языческих жрецов оказались бесплодны, а после молитв Илии начался долгожданный дождь. Летописец спокойно сообщает, что народ, по приказу Илии, схватил “пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. ... И отвёл их Илия к потоку Киссону и заколол их там”. Что, безусловно, далеко от современных представлений о том, как должны вести себя люди, близкие к Богу; только если бы Илия не убил этих пророков, современных представлений, скорее всего, просто не было бы. Ведь Илия оставался единственным служителем Бога, давшего заповедь “не убий”; все остальные пророки Ягве уже были убиты. Сила переполняла Илию: когда Ахав, заплакав от публичного унижения, сел в колесницу и поехал в свой дворец, то пророк, торжествуя, бежал впереди колесницы — двадцать семь километров. За этим подъемом телесных сил наступил глубочайший упадок: узнав, что его хотят убить, Илия поступил так противоречиво, как поступают именно люди: стал молить Бога о смерти. Кажется, что тому причиной не только разочарование Илии в собственном народе; вряд ли пророк и до своего призвания обманывался на счёт соотечественников. Но последовательно зарезать своей рукой несколько сотен человек, пускай и ради спасения веры, спасения народа, — это, видимо, способно заставить желать собственной смерти. Строго говоря, Бог этой молитвы не исполнил: напротив: Библия называет Илию единственным человеком, вообще не вкусившем смерти, взятым живым на небо, в “огненной колеснице”. Однако, несомненно, что Бог ответил на то, что Илия выпрашивал своей молитвой и что он обозначал как “смерть” (и иначе не умел): покинуть вовсе мир, в котором защита Истины слишком часто оказывается связана с убийством. Библия не скрывает, что этот святой был более грозен и менее милосерден, чем Творец, и подчеркивает, что Бог уступал иногда пророку и осуществлял, к примеру, предсказанную им засуху - не для мучений людй, а для поддержания силы человеческой веры. Иудеи верили, что Илия придёт перед пришествием Спасителя, а христиане знают, что Илия пришёл — во время Преображения Иисуса на горе Фавор апостолы видели Христа беседующим с Моисеем и Илиёй. Своим духовным предком почитают Илию монахи ордена кармелитов, названного так в память о горе Кармил. Очень широко распространено почитание пророка в Греции, где ему посвящены многие храмы; возможно, из-за фонетического сходства имён “Илия” и “Гелиос” почитание, которое некогда воздавалось божеству солнца (катившегося по небу на колеснице), теперь стало воздаваться Илии. 20 июля в Греции разводят костры в память о пророке. Память 20 июля/2 августа, КЦ 20 июля. Считается покровителем кармелитов, самолётов, защитником от грозы и пожара.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова