Иов. Библейская книга, рассказывающая об этом праведнике, составлена, видимо, за пять-шесть веков до Р.Х., а жизнь своего героя эта книга относит эпохе до Моисея. Для христиан Иов (как Иисус Навин, Иона, Моисей) - прообраз Христа. Иов был славен, богат, здоров, но все потерял по воле Божией для победы Бога над сатаной. Рождение Бога в мир - такая же потеря с такой же целью; стать человеком для Сына Божия было бесконечным умалением, обнищанием Его Божества. Вифлеем - начало дороги в ад для победы над адом. Ограничения греховной плоти, к которым человек привычен как калека к костылям, были для Него постоянными мучениями, из которых Распятие - вершина. В XX в. многие русские мыслители (Лев Шестов. "На весах Иова") видели в Иове богоборца. Но в борьбу и тяжбу с Богом вступил сатана, Иов же пострадал в этой борьбе. Он просто говорит Богу правду о себе и хочет знать правду о Нем. Он знает, что все несчастья с ним - дело сатаны, но упреки обращает к Богу, и утешение находит в Боге: один Творец у творения, к Нему все жалобы, на Него и все надежды. Бог отвечает Иову, являясь пред ним; описать Бога Иов не в силах - но по тому, как он успокаивается и как воскресла его сила, воспрял его дух, восстановилось его богатство, мы понимаем, что он увидел Христа. Иов бодрит, исцеляет от хныканья, приводит к вере в Творца, Грядущего исцелить весь мир: "Искупитель мой жив, - говорил Иов за много веков до Воскресения, - и Он восставит из праха ... кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога". Память 6/19 мая.