Варух (VI век до Р.Х.). Ученик пророка Иеремии и автор книги пророчеств. Святые отцы видели Христа в той Премудрости Божией,
о которой Варух сказал, что она "явилась на земле и обращалась между людьми" (3,38). С таким толкованием можно
спорить. Но как спорить с духом книги в целом, духом безграничного смирения. Книга и начинается с предписания священникам
молиться за Навуходоносора, поработителя иудеев, и его сына Валтасара, "чтобы дни их были, как дни неба" - вечными.
Пусть никогда не будет у евреев своего царя, своего царства, пусть ими вечно правят те, кто перегнал их, словно стадо, из
Иерусалима в Вавилон. В этом согласии уже осуществлена заповедь Христа: "Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть
Царство Небесное". Смирение Варуха поистине христианское, ибо он не гордится и самим своим изгнанием, неустанно повторяя:
"У Господа, Бога нашего, правда, а у нас - стыд на лицах". Он знает, что иудеи преданы язычникам за грехи свои,
но знает и то, что преданы они "не на погибель" - само наказание оказывается дорогой к Свету. Это парадоксальное,
евангельское смирение, при котором смещаются всякие человеческие представления о наказании и награде; и когда Варух восклицает
об Иерусалиме: "Бог покажет всей поднебесной славу твою" - знающему Христа явно, что речь идет не о золоте на
крыше Храма Соломонова, но о кресте Христовом. Память 28 сентября/11 октября.
|