Мария
Магдалина (I). Прозвище “Магдалина” Мария получила по названию родного села Магдала
(теперь Медждель). Одна из многих женщин, исцеленных силою Божиею, и одна из немногих,
оставшихся со своим Спасителем и у Креста. Слабые верующие женщины — с тех пор
и доныне предстоят они Богу, не только молясь Ему и находя в Нем утешение, но
и поддерживая силы Распятого своим присутствием. Иисус не только поддерживает
нас, как Бог, но и опирается на нас, как человок: кто согласен быть Ему опорой,
тот христианин. Спаситель изгнал из Марии семь бесов, среди которых бес похоти
был, наверное, не самым гнусным (бес равнодушия развратнее, а гордыня хуже обоих).
Она сопровождала Его в проповеднических странствиях, причем евангелисты, перечисляя
женщин, стоявших у Креста, первой всегда называют Магдалину. После окончания субботнего
дня, когда запрещено было касаться умерших, она первой пришла к гробнице, куда
положили тело Иисуса, чтобы приготовить его к нормальному погребению и увидела,
что гробница открыта и пуста. Она была первой, кому явился воскресший Господь,
причем Магдалина не узнала Его лица и приняла за садовника (гробница находилась
около сада). Она узнала Иисуса, когда Он заговорил с ней, и Евангелие сохранило
ее крик: “Раввуни!”, ее жест: она бросилась прикоснуться к телу Иисуса, чтобы
убедиться, что не грезит. По преданию, Мария после Вознесения Спасителя проповедовала
Евангелие в Риме, а затем в Ефесе, и с ее слов апостол Иоанн написал 20 главу
своего Евангелия. На Западе традиционно считали, что Мария Магдалина была и сестрой
Лазаря, и той женщиной, которая незадолго до смерти Спасителя не пожалела драгоценного
ароматического масла, возлив на Его голову и тем вызвав неудовольствие “практичного”
Иуды. Правда, такие западные Святые Отцы как Амвросий Медиоланский, Иероним, Августин
Иппонский и Фома Аквинат не были уверены, что это одно лицо, а на Востоке святоотеческое
предание обычно считает, что речь идет о двух или даже трех разных женщинах с
одним именем. В Галлии считали, что Магдалина, проповедуя христианство, пришла
в эту страну и умерла в Провансе. С 13 века в бургундском монастыре Везлэ показывали
ее предполагаемые мощи. Другая средневековая легенда утверждала, что Мария была
невестой будущего евангелиста Иоанна, а когда он ее оставил, чтобы следовать за
Христом, со злости стала распутничать, пока Господь не даровал ей покаяния. Butler,
22.7. Память 22 июля/4 августа, перенесения мощей в Константинополь в 890-898
гг. 4/17 мая.
См. иллюстрации
на сюжет "Не прикасайся ко мне".
См. о проблеме отождествления Марий.
Янсен К. Мария Магдалина. М.: Вече, 2007. 482 с. О становлении культа в 13-15 вв. на Западе.
Апокриф "Евангелие от М.М." (Россия, 1990).
|