Иоаким и Анна. Родители Пресвятой Богородицы Марии, о которых рассказывает предание, появившееся много позднее Евангелия, однако в некоторых деталях точно описывающее по крайней мере общую атмосферу жизни Израиля. Предание это говорит о насмешках, которыми изводили бесплодных родителей Марии. Сам первосвященник однажды отказался принять жертву Иоакима - будущего деда Иисуса. И ведь он основывался не только на суевериях народа, но и на святом Законе Моисеевом, по которому бесчадие было доказательством греховности. Первосвященник не был садистом (хотя Иоаким и расплакался), он был "строг, но справедлив". Он не смел быть милосердым, не смел сделать шаг от Закона - к несчастному. И тогда, вместо первосвященника, Сам Творец, источник Закона, шагнул навстречу плачущим Иоакиму и Анне - подарил им дочь. Чему, казалось бы, радоваться: не сын, не наследник. Но милость была милостивой сверх всяких ожиданий; как и в случае с Иовом, Бог дал куда больше, чем можно взять с самого богатого человека: дал Божию Матерь, которая сама - источник всех богатств христианского народа. Семей, которые мучаются от бесплодия, во все времена было много, ибо во все времена бесплодие считалось следствием духовной, а не физиологической только, ущербности. Однако Иоаким и Анна не просто молились об избавлении от "поношений бесчадства", но дали обет посвятить своего ребенка Богу. Так они вышли за порочный круг семейного эгоизма, ведущего к бесконечной дробности человечества на семьи-ячейки, каждая из которых заботится о продлении лишь себя, и стали родителями той единой семьи-человечества, имя которой - Церковь. В середине VI в. в Константинополе был построен храм во имя Анны. В Средние века в городах Апт (Прованс) и Дюрен (Германия) считали, что обладают мощами Анны. На Западе усиленное почитание Анны началось в XIV в. и стало очень популярным в XV в. достигло вершины к 16 в. Лютер едко высмеивал картинки, называвшиеся «selbdritt» («сам-третий»), на которых Иисус изображался с Марией и Анной. В 1554 г. папа Григорий XIII установил ей празднование; в ней видели выражение идеалов материнства, изображали втроём с Марией и младенцем Иисусом, организовывались особые “братства св. Анны”; ей был посвящён вторник. Анна почиталась покровительницей Бретани, брака, бедняков, работник, домохозяек, краснодеревщиков, мельников, ткачей, булочников, ей молились о благополучных родах. Kleinschmidt B. Die hl. Anna. 1930; Charland P.V. Ste Anne et son culte. 3 vols.; Butler, 26.7 (только Анна). Память Анны и Иоакима 26 июля (отмечается некоторыми католиками восточного обряда и бенедиктинцами), Иоакима 16 августа (праздник установлен лишь в 1913 г.), РПЦ 9/22 сентября. 9/22 декабря особо празднуется Православной Церковью Зачатие святой Анны - причем полу-стыдливо, полу-целомудренно для невежд поясняется на церковно-славянском даже в русском календаре: "егда зачат святую Богородицу". Церковь Запада называет это событие Непорочным Зачатием; Церковь Восточная так не говорит, во всяком случае, с тех пор, как католики провозгласили Непорочное Зачатие Богоматери догматом. Выставляется аргумент (современными антикатолическими полемистами), что-де, если Мария была во время зачатия освобождена от всякого греха ("порока"), то чего стоит Её преданность Богу? Как будто Ева согрешила, будучи порочной! Не так страшен грех, как убеждённость в том, что святость - лишь победа над грехом. Тогда вечная жизнь оказывается вечной скукой, тягомотиной, а ведь на самом всё наоборот: грех - тягомотина, борьба с грехом - скука, а вот жизнь безгрешной Марии, свободное принятие Бога - это творчество, это общение, это сила, слава и полнота, которые, дай Бог, ждут всякого. Память 9/22 сентября, память Успения праведной Анны 25 июля/7 августа.
См. изображения Иоакима и Анны - Анны.
|