Апостол Иаков
Иаков Зеведеев (Старший, Воанергес)
(44). Галилейский рыбак, старший брат апостола Иоанна. Господь Иисус выбрал его вместе с его братом, - но именно
выбрал, определив ему совершенно особое место в Церкви Своей, а не так, "заодно" с Иоанном Богословом.
Толпу последователей Господь превратил в орга-низм, единство которого достигалось разной любовью Христа к каждому.
Семьдесят учеников были выделены им из многотысяч-ных толп, двенадцать собраны в ближайший круг последователей,
троих - Петра, Иакова и Иоанна - Иисус брал с Собою всюду: когда воскрешал, когда преображался, когда молился
в Гефси-манском саду. Эти трое - одинаково энергичны, напористы (Иако-ва с Иоанном Спаситель прозвал даже "Воанергес"
- "сыны грома" или, как мы сказали бы сегодня, "молнии" - "энергии"; созвучие
здесь случайное, на еврейском прозвание звучало как "Бнерегеш"). Господь не корил их за неуемность
даже, когда Иаков с Иоанном накануне Голгофы спорили между собой, кто сядет ближе к Богу в Царстве Небесном.
Он каждому дал самое-самое: Петр стал олицетворением Власти, Иоанн - Любви, а Иаков - самого Евангелия, ибо
он первым из апостолов был казнен за проповедь Воскресения по приказанию царя Ирода Агриппы. В конце 7 в. на
Ближнем Востоке возникло предание о том, что Иаков проповедовал Евангелие в Испании, но сами испанцы тогда этому
не верили и св. Иулиан Толедский решительно отвергал эту легенду. Однако, ок. 830 г. в Испании все же было зафиксировано
предание, согласно которому останки Иакова из Иерусалима
были перенесены в эту страну, сперва в Галисию, в городок Эль Падрон (при римлянах Ириа Флавия), а затем в Компостела
("Холм Звезды"). Об открытии мощей еп. Теодомиро (ум. 847) с радостью сообщил астурийскому королю
Альфонсу II, который поспешил совершить к гробнице "апостола" паломничество. Первый паломник из-за
пределов Испании появился в Компостеле в середине Х в., это был еп. Годескал из Лепюи, но действительно массовое
паломничество иностранцев началось в XI веке. Тогда король Альфонс VI даже ввёл налог на паломников.
В позднее средневековье Компостела стала одним из самых популярных в Западной Европе мест паломничества, и
еще в 1884 г. папа Лев XIII в специальной булле подтверждал, что мощи подлинные. Но даже если они подлинные,
апостол в Испании не бывал. Греческие "акты", описывающие проповедь и казнь Иакова, подложны и составлены
не ранее 8 в. Ebersolt J. Les Actes de St Jacqes. 1902; Butler, 25.7; Kendrick, T., St. James in Spain. London,
1960. 2004 год в Европе был провозглашен годом апостола Иакова (не только его) - точнее, годом воспоминаний
о том, как паломничества в Компостелу вырывали людей из изоляции, создавали небывалую дотоле традицию узнавания
нового, открытия других культур и стран. Дороги, по которым со всех концов Западной Европы люди стекались в
Компостелу, стали первой "сетью" европейской - не отдельных стран, а Европы в целом - культуры. Память
25 июля, 30 апреля/13 мая. Вместе с 12 апостолами ему празднуется 30 июня/13 июля.
*
Когда говорят «средневековье» почти всегда имеют в виду «Высокое средневековье», - потому что о Тёмных веках с VI по Х век информации нет, на то они и тёмные. Это относится и к еврейским погромам, и к охоте на ведьм, и к крестовым походам. Лишь в начале XII века создано знаменитое святилище в Кампостелле, куда к поддельным мощам ап. Иакова шли со всей Европы. На пути паломников встречали храмы во имя того же Иакова, откуда и «якобинцы» (монастырь в Париже уничтожен, осталась, однако, его колокольня – Сен-Жак). Каждый год, когда память ап. Иакова по римскому обычаю (25 июля) выпадает на воскресенье, объявляется «юбилейным» - как и 2010 г. В соборе св. Петра в этом году выставка, посвящённая архиеп. Диего Гельмиресу, который сорок лет был во главе епархии (1100-1139) и создал собор, равно как и то, что теперь называют «золотым веком кампостелианского искусства».
Edwin Mullins. The Pilgrimage to Santiago [New York: Interlink Publishing Group, Inc., 1974, 2001]. Против того, чтобы останки считать подлинными. Считает, что официальное признание их подлинности в 1884 г. Львом 13 - политический акт.
Каталог выставки, посвященной
ап. Иакову, проведенной в краковском музее Чарторыйских в январе 2005 г. испанским министерством культуры: Szlki,
z ktorych zrodzil sie Europa. Pielgrzymoanie do Santigo de Compostela i jego obraz w sztuce.
В сети: http://www.humnet.ucla.edu/santiago/iagohome.html - виртуальное паломничество
в Компостелу.
Cлужба на церковнославянском.
Святый Иаков, сын Зеведеев и брат святого евангелиста Иоанна Богослова, был
одним из двенадцати апостолов, избранных Господом в ученики Себе из простых рыбарей.
Позванный Иисусом Христом, Иаков, вместе со своим братом, оставил корабль, отца
и рыболовные сети и пошел за Христом (Мф. 4, 21-22), следуя за Ним всюду, внимая
речам Его и видя чудеса, совершаемые Им. И Господь так возлюбил обоих братьев,
что одному позволил возлежать на персях Своих (Ин. 13, 23), а другому (Иакову)
обещал дать пить чашу, которую Сам должен был испить (Мф. 20, 22-23). И сами апостолы
так сильно возлюбили Господа своего и показали такую преданность Ему, что хотели
низвести на неверующих в Него огонь с неба, чтобы истребить их (Лк. 9, 54); и
они сделали бы это, если бы Сам милосердый Господь Иисус Христос не воспретил
им . Этим двум апостолам , Иакову Зеведееву и Иоанну, а также апостолу Петру Господь
преимущественно пред всеми другими апостолами открывал Свои Божественные свойства
и Свои тайны, как это было, например, на Фаворе , когда Господь, пожелав показать
славу Своего Божества, взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна (Мф. 17, 1-9).
После вольного страдания,
воскресения и вознесения Господа нашего и по ниспослании Святого Духа, святой апостол прошел Испанию и другие
страны с проповедью слова Божия. Потом он снова вернулся в Иерусалим и был здесь для Иудеев , как гром (Мк.
3, 17), ибо мужественно и дерзновенно проповедовал Иисуса Христа, говоря, что Он есть истинный Мессия, Спаситель
мира. Иаков побеждал в спорах фарисеев и книжников, обличая и укоряя их за жестокосердие в неверие. Они же,
не будучи в силах противостать ему, за деньги наняли против него некоего волхва, по имени Гермогена, дабы он
вступил в прение с Иаковом и посрамил бы его. Но волхв, будучи гордым , не пожелал сам беседовать с Иаковом,
а послал своего ученика, по имени Филита, сказав: - "Не только меня самого, но даже и ученика моего Иаков не сможет одолеть в споре".
Филит пришел и беседовал со святым апостолом Иаковом , но будучи не в состоянии
противиться премудрости Духа Святого, которой был преисполнен апостол , молчал,
как немой, и не мог совершенно открыть своих уст для возражения апостолу. Познав
истину, Филит смирился и, возвратившись к своему учителю-волхву, возвестил ему,
что нельзя преодолеть Иакова, который подтверждает слова свои даже чудесами. При
сем Филит советовал учителю своему оставить свое мудрование и волхвование и сделаться
самому учеником Иакова. Но гордый Гермоген своими чарами призвал 6есов и повелел
им держать Филита на одном месте связанным так, что он не мог сдвинуться с места,
и сказал при этом:
-"Посмотрю, как избавить тебя твой Иаков".
Филит же послал тайно к апостолу известие о том, что он чарами Гермогена связан
бесами. Узнав о сем , апостол послал к нему свое полотенце, сказав , чтобы он
взял посланное к нему полотенце и произнес такие слова: "Господь решит окованныя,
Господь возводит низверженныя" (Пс. 145, 7-8).
Лишь только Филит произнес эти слова, тотчас освободился от невидимых уз ,
ибо бесы устрашившись полотенца апостола и силы произнесенных слов , оставили
Филита и убежали от него. Тогда Филит , посмеясь над Гермогеном , пришел к святому
Иакову и, наученный им святой вере , крестился.
Гермоген же, исполнившись сильной ярости и гнева, заклял бесов , служивших
ему, привести к нему связанными Иакова и Филита. Но когда бесы приблизились к
тому жилищу, в котором обитал святой Иаков с Филитом , тотчас ангел Господень,
по повелению Божию, взял тех бесов и, связав их невидимыми узами, сталь их мучить.
Бесы же в слух всех восклицали, будучи мучимы силою Божиею:
-"Иаков , апостол Христов , будь милосердым к нам , ибо мы, по повелению
Гермогена, пришли связать тебя и Филита, а вот ныне сами крепко связаны и жестоко
страдаем ".
Святой Иаков сказал бесам:
-"Ангел Божий, связавший вас , да разрешить вас от уз, и вы пойдите и
приведите ко мне сюда Гермогена, не сделав ему никакого вреда".
Тотчас бесы, разрешенные от уз, пошли к Гермогену и, схвативши его, в мгновение
ока поставили связанным пред апостолом и просили апостола, чтобы он позволил им
отомстить свои обиды на Гермогене. Апостол же спросил бесов, почему они не связали
Филита, как повелел им сделать это Гермоген. Бесы на это отвечали:
- "Мы даже и мухи не можем тронуть в твоем доме"
Тогда апостол сказал Филиту:
-"Господь наш повелел за зло воздавать добром , посему и ты освободи Гермогена
и избавь его от бесов".
После этого апостол сказал Гермогену, освобожденному от бесовских уз :
-"Господь наш не желает иметь слуг по принуждению, но желает иметь слуг
добровольных; посему ты ступай куда пожелаешь".
Но Гермоген сказал :
-"Как только я выйду из твоего дома, меня тотчас убьют бесы, ибо я знаю,
как велика их ярость; знаю также, что мне невозможно избавиться от них , если
ты не защитишь меня".
Тогда апостол дал ему в руки свой жезл , который он употреблял в пути. Гермоген
пошел с тем жезлом в свой дом и по дороге не претерпел от бесов ничего худого.
Познав таким образом силу Христову и увидев немощь бесов, Гермоген собрал все
свои волшебные книги, принес святому Иакову и, припав к ногам его, воскликнул:
-"Истинный раб Истинного Бога, избавляющий от погибели души людей! Помилуй
и меня, и прими твоего врага в ученики себе"
Наученный Иаковом святой вере , Гермоген принял крещение, по повелению апостола,
сжег свои волшебные книги и сделался истинным слугою Христовым , так что именем
Иисуса Христа творил чудеса.
Иудеи, видя все совершившееся, пришли в сильную ярость и уговорили царя Ирода
воздвигнуть гонение на Церковь Христову и умертвить Иакова: "В то время царь
Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за
тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков, и, задержав его, посадил в темницу"
(Деян. 12, 1-4).
Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, повествуя о святом Иакове , пишет ,
что когда он был осужден Иродом на смерть, некий человек , по имени Иосия, один
из донесших Ироду на апостола, видя мужество и дерзновение святого Иакова и уразумев
невинность и святость его, а также истину сказанных им слов (о пришествии Мессии-Христа),
уверовал во Христа и сделался исповедником Христовым . Тотчас и он , вместе со
святым апостолом Иаковом , был осужден на смерть. Когда они вместе шли на место
казни, то на пути встретили расслабленного, лежащего при дороге, и святой апостол
исцелил его. Когда же они приклонили свои головы на усечение, Иосия молил святого
Иакова, дабы он простил ему грех , соделанный им по неведению,-простил ему, что
он донес на него царю. Апостол , обняв и облобызав его, сказал ему: "мир
с тобою",-и оба они, преклонив свои головы на усечение, вместе скончались
(около 42 года от Рождества Христова).
После усекновения их ученики святого апостола Иакова, взяв тело его, по Божественному
изволению отнесли его в Испанию, где и до ныне подаются от гроба его исцеления
болящим и совершаются чудеса во славу Христа Бога, со Отцем и Святым Духом всею
тварью прославляемого во веки. Аминь.
Текст взят из Житий святых свт. Димитрия Ростовского месяц апрель 30 число
Тропарь св. апостолу Иакову Зеведееву, глас 3
Апостол Христов был еси избранный, и Богослову возлюбленному брат единородный,
всехвальне Иакове, поющим Тя грехов оставление испроси, и душам нашим велию милость
Кондак св. апостолу Иакову Зеведееву, глас 2
Глас Божественный слышав, призывающ тя, любовь отца презрел еси, и притекл
еси Христу, Иакове, с сродником твоим, славне, с нимже сподобился еси видети Господне
Божественное Преображение
Молитва св. апостолу Иакову Зеведееву
О великий и возлюбленный Апостоле Христов Иакове! Приими нас, грешных, под
твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа
Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял
еси, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости
Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие,
наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по
кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах
да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго
Иерусалима. О великий Иакове! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей,
служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча,
нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти
и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси,
да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни Пресвятое Имя Отца и
Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
|