Из Словаря святых Якова Кротова - ср. праздник
Петра и Павла.
Павел (р. ок. 10 г. в Тарсе Киликийском (юго-восток Малой Азии) - ок. 64).
Имя происходит от латин. “парвулюс” - “маленький”, “ничтожный”, и стало по-разному
звучать у разных христианских народов: Поль (англ. и франц.), Паоло (итал.), Пабло
(испан.). Но при рождении Павла звали Савл - древнеевр. “шаул” - “вымоленный”.
Вероятно, оба имени он носил с рождения, потому что семья довольно сознательно
стремилась выйти из национальной изоляции. Семья переехала в Тарс, если верить
сведениям св. Иеронима, за полтора десятка лет до рождения Савла, причём уехала
из галилейского городка Гишала. Если, как предполагают, свою профессию Павел унаследовал
от отца, то и отец был мастером по изготовлению палаток. Отец, скорее всего, был
человеком достаточно решительным и инициативным, коли уехал из земли отцов за
сотни вёрст в поисках лучшей доли и сумел добиться римского гражданства. Савел
унаследовал от него эти качества (и римское гражданство также, что было тогда
крупной привилегией), и в результате вернулся туда, откуда отец уехал: в 18-20
лет, во всяком случае, уже после Вознесения Спасителя, он жил в Иерусалиме и посещал
школу знаменитого раввина Гамалиила, вероятно, чтобы стать раввином. Поскольку
холостяков в этой роли не жаловали, предполагают, что Савл мог быть женат, но
вскоре, во всяком случае, овдовел и остался без жены и без сколько-нибудь существенного
опыта брачной жизни. Решительный и независимый характер Савла проявился уже в
том, что к христианам он относился иначе, нежели его наставник: тот считал нужным
дать христианам свободу исповедовать свою веру, а Савлу не терпелось извести тех,
кого он считал предателями веры. Правда, ничего существенного ему не поручили:
во время гонений на христиан, когда забрасывали камнями св. Стефана, юноше всего
лишь поручили стеречь верхнюю одежду, которую палачи сняли, чтобы рука раззуделась.
Потом он помогал выискивать христиан и арестовывать, но и это было чем-то слишком
для него мелким и несамостоятельным. Юноша сумел выпросить у первосвященника письмо
к еврейской общине Дамаска, — в провинции он оказался бы не помощником, а лидером
в борьбе с новоявленными еретиками. Правда, письмо всего лишь доверяло ему арестовывать
христан, но не судить их, а лишь “связав приводить в Иерусалим”. Первосвященник
предоставлял самому Савлу изыскивать способы без армии, в одиночку кого-то связывать
и куда-то вести. Вполне возможно, что тот нашёл бы способ это сделать. Однако
по дороге в Дамаск Савлу явился Сам Иисус; точнее, Савл говорил, что его озарил
свет, он упал с лошади и услышал голос, говоривший: “Савл, Савл! что ты гонишь
Меня? ... Я Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна” (Деян. 9,
4-5). “Рожно” — слово сегодня непонятное, а означает всего навсегда рогатину.
Иисус ни единым словом не упрекнул Савла, напротив, Он пожалел его и сказал Савлу
то, что юноша и сам явно уже ощущал, хотя не смел признаться: ему было трудно,
ему не было противно преследовать христиан, потому что их вера манила его. Поэтому
он так активно и навалился на эту веру, пытаясь отпихнуть от себя то, что незаметно
выросло из его же собственного сердца. Встреча с Тем, о Ком говорила эта вера,
лицом к лицу (даже если Савл и не “видел” Иисуса в физиологическом смысле слова
“видеть”, он всегда потом говорил, что видел Господа, и имел на это полное право).
Голос этот слышали и все окружающие, что лишний раз подтверждало реальность происшедшего
— хотя не Савл нуждался в таком подтверждении. После этого происшествия Савл словно
ослеп, он перестал есть и пить, до тех пор, пока в Дамаске не крестился. Сразу
после крещения Павел начал проповедовать о Христе евреям Дамаска; около трех лет
он провел в пустыне под этим городом и тоже не в одном молчании, судя по тому,
что набатийский царь Арефа IV пытался его арестовать (2 Кор 11, 32). Господь сказал,
что сделает Павла проповедником для множества людей, однако примечательно, что
сказал он это не самому Павлу, а крестившему его христианину Анании. Павлу же
он только “показал” (Деян 9, 16), а не “сказал”, и показал не Павла — будущего
великого проповедника, а Павла — будущего арестанта и оплёвываемого, презираемого
отверженного. Это откровение уравновесило всю ту гордыню, которой было много в
Павле и которую его новая миссия могла развить. В конце 30-х годов Павел вернулся
в Палестину, пару недель пробыл в Иерусалиме, но апостолы приняли его по меньшей
мере настороженно. Да Павел и не пытался устроиться в самодовлеющей иерусалимской
общине. Он отправился в сирийский город Антиохию и здесь вскоре занял положение
одного из видных проповедников, помощников апостола Варнавы. Под руководством
Варнавы он отправился в своё первое миссионерское путешествие по Малой Азии. Путешествие
было необычным, потому что апостолы решились крестить язычников, которые уверовали
во Христа, не совершая при этом обряда обрезания и не требуя от них соблюдения
всех иудейских традиций. У христиан-иудеев это вызвало ропот. Проблема зрела в
течение лет десяти и, наконец, собор апостолов в Иерусалиме одобрил действия Варнавы
и Павла, но собор как собрался, так и разошёлся, и даже св. Петр, поддерживавший
антиохийских миссионеров, когда приехал в Антиохию, постеснялся с ними встречаться
и присоединился к “ортодоксальным” евреям-христианам, которые бойктировали необрезанных
христиан. В довершение несчастий, Павел и Варнава поссорились. Повод для ссоры
стало поведение племянника Варнавы Иоанна Марка; Варнава встал на сторону родственника
и отправился вместе с ним проповедовать Евангелие на Кипр, а Павел, к которому
присоединился Сила, отправился на Балканский полуостров. Спор с Варнавой, несомненно,
подпитывался тем, что Павел безусловно проповедовал вдохновеннее и сильнее, его
принимали за главу миссии; это не так легко вытерпеть. За вторым путешествием
последовали третье, причём Павел сознательно лишь “благовествовал” — он основывал
христианские общины, наставлял их в вере, но руководство ими перепоручал другим,
всё время стремясь далее и далее, заботясь не о конкретной общине, а о защите
перед Церковью всех, обратившихся ко Христу из язычества. С течением лет его привыкли
звать Павлом, именем римским, интернациональным, а не Савлом — именем чисто еврейским,
и это символизировало его обращённость ко всем людям, жившим в огромной империи
(а вовсе не перемену веры, как обычно считают неверующие). Послания, которые он
писал основанным им общинам, друзьям, стали излюбленным чтением христиан ещё при
его жизни, были присоединены к Евангелиям наравне с посланиями апостолов из числа
Двенадцати, и по сей день остаются источником вдохновения и научения для верующих.
Те конкретные вопросы, которые послужили поводом для написания писем (совершать
обрезание или нет), уже никого не волнуют, но Павел, решая каждый вопрос, быстро
восходил на высоту размышлений о сути христианской жизни, взаимоотношений с единоверцами
и способе осуществления веры в мире, и с этой высоты можно разглядеть решения
проблем и первого века, и двадцать первого. После примерно еще десяти лет миссионерства
правоверные иудеи добились ареста Павла; как римский гражданин, он был доставлен
для суда в столицу империи и заключён здесь в тюрьму. Впрочем, именно в тюрьме
он написал несколько самых замечательных своих писем. По одному из преданий, Павел
сумел освободиться из тюрьмы и отправился проповедовать в Испанию, однако всё
же через несколько лет был казнён в Риме; по другому, более надёжному преданию,
он был казнён в гонение Нерона, не успев более совершить никаких путешествий.
Над его могилой император Константин построил базилику, затем император Феодосий
построил новую, еще более величественную, но в 1823 этот древний храм сгорел.
В 1854 году его восстановили и освятили заново — это одна из самых посещаемых
церквей Рима. Сохранились очень древние изображения Павла: маленький лысый человек
с длинной бородой, выпуклым лбом и, естественно, с горбатым носом. Правда, чем
изображения позднее, тем Павел на них осанистее и крупнее.Изображение: на древних
изображениях маленькая фигура, лысый, с длинной бородой, выступающим лбом и горбатым
носом. На более поздних иконах чаще всего крупный, сильный человек. В Католической
Церкви Павла, в память о его падении с лошади, почитают покровителем рыцарей,
шорников, канатчиком, а также, естественно, изготовителей палаток и ковров; почитают
его и патроном теологов и церковных журналистов и газетчиков, а также почему-то
корзинщиков и голубей. 25 января католики празднует Обращение апостола Павла (первоначально,
видимо, в этот день праздновался перенос его мощей, но позднее слово “перенос”,
“трансляция” истолковали как “обращение”, “конверсия”. На Западе ему особо празднуется
30 июня. Morton, A.Q. and McLeman, J., Paul. London, 1966. Анатолий, архим. Дельфийская
надпись и ее значение для хронологии ап. Павла. // Киево-Могилянский сборник,
XXV. Артоболевский И. Первое путешествие св. апостола Павла с проповедью Евангелия.
Сергиев Посад, 1900. Глаголев Д.С. Второе великое путешествие Ап. Павла с проповедью
Евангелия. Тула, 1893. Глубоковский Н.Н. Благовестие св. Ап. Павла по его происхождению
и по существу: Библейско-богословское иследование. СПб., 1905. Григорий (Борисоглебский)
Третье великое благовестническое путешествие св апостола Павла. Сергиев Посад,
1892. Рудницкий И. Жизнь и труды св. Апостола Павла. Ч. 1-2. СПб., 1911. Фаррар.
Жизнь и труды Апостола Павла. СПб., 1887. Вместе с апостолом Петру ему празднуется
29 июня/12 июля, в КЦ 29 июня с ап. Петром и 18 ноября — память об освящении базилики
в Риме.
*
В 2009 году пресса сообщила, что найдены останки ап. Павла. На самом деле, в саркофаге, где по преданию покоятся останки Павла (так называемая базилика Павла "за стенами" в Риме) просверлили дырочку и взяли пробу содержимого. Обнаружили следы красного ладана (это вроде красной ртути?), протеина, мела, дорогой пурпурной льняной ткани, украшенной чистым золотом.
Костные останки отправили на радиоуглеродный анализ, который дал I-II века по р.Х. Тем не менее, Папа не заявил, что найдены подлинные останки. Он сказал предельно аккуратно: "саркофаг может содержать останки апостола Павла".
Папа выступил спустя два года после взятия пробы. Выступил, потому что окончился год, объявленный им "годом апостола Павла".
Полезно помнить, что в Средние века могила Павла была забыта, её местоположение не указывалось, хотя предание связывало её именно с этим храмом. Лишь в 1823 году после пожара в базилике начались строительные работы и были найдены две мраморные доски V века с надписью "Павел Апостол Мученик".
В 2006 году были проведены дальнейшие раскопки. Нашли мраморный саркофаг длиной в 2,5 метра, высотой 1,2 м., датируемый 390 годом - временем перестройки базилики. Изначально здание было воздвигнуто в начале IV в. Теоретически не исключено, что это - останки Павла. 250 лет - не так много для сохранения устного предания.
Любопытен яркий контраст бедного апостола и багряницы с золотом. Ещё более противоречит всему, что мы знаем о Павле, заявление Папы: "Павел - пример священника, который полностью отдался своему служению. Священник должен целиком принадлежать Христу и целиком - Церкви".
Папа, кажется, считает апостола Петра - идеальным Папой Римским, а Павла - идеальным при Папе священником. "Мы говорим - Христос, подразумеваем - Ратцингер. Мы говорим - Ратцингер, подразумеваем - курия". Реальность была много интереснее.
Наверное, можно считать Павла образцом священника. Тогда это большое облегчение для всех священников, которые дерзят церковному начальству, как Павел дерзил Петру (впрочем, для Павла явно был важнее Иаков Иерусалимский), которые нарушают привычные установления, как нарушал их Павел, которые описывают Христа новым языком, а не тем, к которому привыкли их предшественники. |