Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

 

Стефан Первомученик (ок. 34). Имя означает на греческом «корона» (в древнерусских переводах «венец»). Один из первых христиан, Стефан вместе с еще шестью единоверцами был избран апостолами для поддержания порядка и справедливой раздачи еды на совместных трапезах – «диаконом», «служителем». У остальных диаконов тже греческие имена, что характерно для евреев, родившихся и живших за пределами Палестины, и можно предположить, что выбирать особых людей понадобилось из-за конфликта между «местными» и «приезжими» иудеями. Настораживает и то, что, когда Стефан был вызван на суд Синедриона и осужден к побиению камнями, апостолы почему-то остались в стороне, хотя именно они, конечно, были лидерами общины. Впрочем, судопроизводство тогда было отнюдь не механическим, в суд вели только того, на кого поступал донос, а логика доносчиков своеобразна. За хулу на Бога - то есть, за прославление Иисуса - Стефана забросали камнями. Никто из единоверцев не встал рядом со Стефаном. Зато ему было дано увидеть больше, чем преданность единоверцев. "Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога", - вскричал Стефан во время суда. Окружающие заткнули уши, вместо того, чтобы раскрыть глаза. Но видение Христа на небе не было высшим из того, что открылось Стефану. Уже после суда, в мгновение, когда стало окончательно ясно, что по крайней мере для Стефана физическая смерть наступит раньше Второго Пришествия, что Воскресение не отменяет смерть, но побеждает ее, - тогда Стефан произнес первую в мире Иисусову молитву: "Господи Иисусе! приими дух мой". То первый голос смирения, неуверенности в том, достоин ли дух человеческий - пускай и апостола, и первомученика - рук Иисуса, и веры в то, что Иисус примет и недостойного. Однако и это не была высшая ступень - последними словами Стефана были: "Господи! не вмени им греха сего". Simon, M., St. Stephen and the Hellenists. London, 1958. Память 26 декабря, 27 декабря/9 января и с 70-ю апостолами 4/17 января. Обретение мощей в декабре 415 г. празднуется 3 августа и 15/28 сентября. PL, XLI, 805-816 (перенесение мощей 415 г.); Analecta Bollandiana, XXVII (1908), 359-368, XLIII (1925), 74-85; XLIX (1931), 22-30. Перенесение мощей из Иерусалима в КПль ок. 428 г. вспоминается 2/15 августа.

Matthews, Shelly. Perfect Martyr: The Stoning of Stephen and the Construction of Christian Identity. Oxford University Press, 2010, 240 Pp.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова