Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

30 ГОД: КЛАДБИЩЕ ПО ДЕШЁВКЕ?

Тридцать серебряников кажутся большими деньгами в Москве, во всяком случае, в Москве эпохи испорченности москвичей квартирным вопросом. Если 30 серебреников - 120 динариев - это заработок поденщика за 4 месяца, то как могли на эти деньги купить землю?

С покупкой этой земли есть странность. Матфей говорит, что эту землю купили первосвященники на возвращённые Иудой деньги, а Лука говорит, что эту землю купил Иуда. Это ещё можно объяснить особенностями стиля: деньги отождествляются с бывшим владельцем. Ребёнок, котому дедушка дал деньги на мороженое, может сказать, что мороженое купил дедушка.

Возврат денег Иудой - не вспышка или, точнее, вспышка в точном соответствии с традицией. Талмуд ("Аракин") предписывал: "Если человек продал дом ... он может выкупить его в течение двенадцати месяцев. ... Если наступал последний день двенадцатого месяца, но деньги за дом не были возвращены, дом становился собственностью покупателя навсегда. ... Покупатель иногда прятался в этот последний день, чтобы дом стал его собственностью навсегда, но Гиллель старший приказал, чтобы продавец в этом случае вносил деньги в казну Храма, оставляя её дверь открытой так, чтобы покупатель, если захочет, мог войти и взять деньги". Понятно, почему Иисус ассоциировался у Иуды с домом. Не случайно же у верующих в Христа появился оборот в речи "жить во Христе", словно "жить в доме". Непонятно, почему Иуда забыл, что он сам этот Дом поджёг... Впрочем, понятно... Да и не забыл - он ведь потом повесился...

Сама покупка земли для погребения паломников ("странники" означает именно это) выглядит очень логично. Талмуд упоминает в числе прочих обычаев Храма, что "неправедные" пожертвования или собственность, владелец которой исчез и которую пожертвовали Храму, употребляли на общественные нужды, например, на поддержание иерусалимского водопровода (Иеремиас, Иерусалим, 140).

Что до стоимости земли, она соответствует немногим известным фактам: тот же трактат Талмуда говорит об участках стоимостью в 10, 20, 30, 40 и 50 шекелей. Но ни в одном случае неизвестна площадь участка! Один раз упоминается участок стоимостью в 1 асс (в динарии было 24 асса), но это, конечно, просто казуистика.

Традиция считает, что участок этот располагался в Геенне - в долине Генном. Возможно, традиция идёт не от жизни, а от текста - от пророчества Иеремии (19, 1-2): "Так сказал Господь: пойди и купи глиняный кувшин ... выйди в долину сыновей Енномовых".

В любом случае, когда зарплату учителя, плотника или подёнщика переводят во что-то крупное, это всегда условность. Да, сегодня в Москве учитель может купить себе квартиру за жалованье, которое получит в течение 30 лет. Только вот для этого он должен не тратить ни копейки, а столь совершенных учителей пока нет. Подёнщик динарий получал, динарий проедал. К тому же, участок земли - одно, а участок земли под кладбище ("Акелдама" и означает "кладбище") - совсем другое. Это было, очевидно, не самостоятельное кладбище, а участок на кладбище или примыкающий к кладбищу. Поскольку кости умерших со временем укладывали в горшки, много места для захоронений не требовалось. Да, в Москве квартиры дорогие, но участки на кладбище, а тем более ниши для урн с прахом, дорожают намного медленнее. Жить-то, возможно, в Москве лучше, чем в провинции, но вот где лежать мёртвому, не так важно. Смерть спасает от дороговизны. Воскресение тоже, но воскресение ещё и от смерти спасает.

 

См. Деньги в истории. Иуда. Мф. 26, 15. Кладбище.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова