I ВЕК: ФОБОМЕНИИ, СЕБОМЕНИИ И ПРОЧИЕ ТРЕПЕТУНЫ
См. страх Божий.
"Боящиеся Бога", "трепещущие перед Богом" - в греческом тексте "Деяний апостолов" эти два слова (первое - от вошедшего и в русский язык "фобия") обозначают людей, подобных сотнику Корнилию. Человек интересуется иудаизмом, человек почти готов принять веру в Бога Авраама, но всё-таки правоверному иудею в его дом входить не пристало - язычник.
В первых 12 главах "Деяний" обычно выражение "фобомений", а затем оно уступает место "себомений".
На русский, наверное, точнее всего перевести как "трепетун". "Трепетать перед Богом" - легенда гласит, что первых квакеров прозвали квакерами именно за то, что их основатель призвал испытывать трепет перед Создателем, а не просто ёрзать от скуки на церковных скамьях.
В русском языке слово "трепетун" представлено украинской фамилией и неологизма поэта Михаила Кузмина, который назвал "трепетуном" тот самый тростник, о котором Иисус сказал "ветром колеблемый". Всё это меркнет, однако, перед Трепетуном - Третьим петроградским университетом, одна из первых советских аббревиатур.
В русском обычно говорят о "страхе Божием", но среди интеллигенции знают эссе Серена Кьеркегора "Страх и трепет", где "трепет" - это именно та разновидность страха, который - перед Богом и более ни перед кем. Знают и идею религиоведа Отто о том, что источник всякой религиозности - испуг, испуг до дрожи от встречи с Неизвестным.
Непонятно, всякая ли вера начинается с дрожи перед Богом, но вера точно заканчивается там, где к Богу и к верующим относятся бестрепетно, как к механическим явлениям, которые можно классифицировать наподобие жуков. Вот "язычник", вот "иудей", вот "прозелит" - язычник, переходящий к иудаизму, а вот "фобомений" - язычник, который симпатизирует иудаизму, но переходить в него не собирается. Квази-прозелит, фальш-прозелит. Ясно, почему апостолы были интересны таким "трепетунам" - ведь апостолы были иудеями, их проповедь открывала Бога Авраама с той стороны, о которой молчала религиозная номенклатура - саддукеи и левиты.
Левинская сравнила - по многозначности - слово "фобомений" со словом "святой": "С одной стороны, это термин, означающий человека, официально канонизированного христианской церковью, с другой, этот эпитет может употребляться свободно для характеристики человека добродетельного и высоко оцениваемого окружающими" (Левинская, 2000, 99).
Возможно, ещё плодотворнее сравнение со словом "интеллигент", которое, кстати, может обозначать и "человека добродетельного и высоко оцениваемого окружающими" (у Д.Лихачёва), может обозначать просто человека образованного (и в этом смысле в конце XIX века всякий офицер был интеллигентом).
О "боящихся Бога" довольно долго спорили, существовали они как движение, явление или так, отдельные персонажи. Спор закончился в 1976 году, когда в Афродисиаде (у нынешнего турецкого Памуккале) раскопали стелу III в. по р.Х., где на греческом языке - поскольку евреи в ту эпоху говорили на самых разных языках и менее всего на древнееврейском - сообщалось, что иудеи, прозелиты и боящиеся Бога ("теосебеи") оплатили строительство здания "для облегчения тягот общины" иудеев. "Боящиеся Бога" - самая многочисленная группа, 52 имени, прозелитов всего трое, а собственно иудеев - полтора десятка.
Тут "боящиеся" - люди, в основном, простые. Плотник (как и Христос - "тектон"), зеленщик, ювелир. Один, видимо, "иконограф" - разумеется, не иконописец, а художник или скульптор, а то и другое вместе. Впрочем, девять из полусотни - члены городского совета.
Как обычно бывает в подобных случаях, ясность в одном вопросе ведёт к появлению десятка новых вопросов, ответы на которые абсолютно неясны. "Трепетуны" были, они составляли особую группу - отлично. Но они принадлежали к иудеям или просто помогли им построить синагогу (или благотворительную столовую при синагоге)? Имена-то у них не еврейские (а у иудеев из первой части списка - именно еврейские). Трое из них входят в некую десятку - "деканию" - "изучающих Закон". Так что, они входили в иудейскую общину? Это была бы сенсация, но, как не без ехидства заметила Ирина Левинская, в университетских семинарах могут участвовать не только профессора университета.
Есть и другие надписи - например, в Крыму "теосебеи" освобождают раба для ухода за зданием синагоги. Опять сомнения. Если мужчина делает женщине подарок, он не становится женщиной. Если язычник дарит синагоге служку, он не становится иудеем.
Только вот часто ли на университетские семинары допускают профанов? Часто ли атеисты дарят синагогам хотя бы веник, не то, что снегоуборочную машину? Опять сомнения!
Реальность всегда богаче слов. С точки зрения талмудического языка, существуют лишь иудеи, не-иудеи и средняя группа - прозелиты, аналог "оглашенным" в христианстве. Для справочника по религиям существуют лишь иудеи, христиане и иудео-христиане. В реальности же не только градаций между "иудеем", "язычником", "прозелитом" бесконечно много, но и один и тот же человек может быть одновременно и тем, и другим, и третьим, и сто двадцать восьмым. Фанатиков это ужасает до такой степени, что они предпочтут отрицать очевидное и загонять человека в угодную им категорию. Разумный же человек - например, социолог или историк - просто сделает предупреждение о том, что всякая классификация условна, а полезна лишь в определённом контексте.
Шайе Коэн насчитал семь возможных степеней интереса к иудаизму в античном (впрочем, не только) мире. Самая далёкая, седьмая - люди просто ценят какие-то аспекты иудаизма. Некоторые православные любят почитать буддистские притчи, хотя к буддизму в целом равнодушные (наверное, есть и буддисты, которым кое-что нравится в православии).
Ступенькой выше - те, кто включал Бога Библии в число почитаемых божеств. Пятая категория - покровители, друзья, благотворители иудеев. Например, жена Нерона покровительвовала иудаизму, он был одно время моден в Риме, но не переставала быть язычницей, исправно приносящей жертвоприношения. А если посчитать все деньги, которые в 1990-е потратил Кремль на поддержку одного из направлений иудаизма, чтобы, расколов евреев, наслаждаться властью над ними...
"Жидовствующие" - говоря кремлёвским языком - четвёртой ступени это те, кто иногда или даже часто, постоянно, исполняет какие-нибудь обряды иудаизма. Самые бросающиеся в глаза, конечно - отказ от свинины и от работы по субботам. Третья ступень - уже пьедестал почёта - те, кто отрёкся от многобожия и молился только Всевышнему Богу, на втором месте - те, кто присоединился к общине, на первом - прозелиты, "ставшие иудеями". "Боящиеся Бога" это, строго говоря, лишь категории с 6 по 2.
Конечно, древние греки и римляне интересовались не только иудаизмом, не надо впадать в местечковое тщеславие. Они не менее, а пожалуй, и более интересовались религиями куда более древних и прославленных держав - Египта, Персии, Сирии. Они вообще много чем интересовались, этим Римская империя была - в лучшем смысле слова - похожа на Британскую (и отличалась от Российской). Благодаря любозначительности - которая есть одна из форм открытости - Римская империя, строго говоря, никуда не делась, существует по сей день, пусть и преобразилась в Евросоюз.
Есть и более щекотливый момент. Не только соседи евреев интересовались иудаизмом, но и иудеи интересовались соседями. Об этом не принято говорить среди учёных - слишком часто учёные конфессионально ангажированы, увы, в том числе, иудаизмом. Вот Бог, Который никем и никогда не ангажирован, говорит об этом в Своём Слове прямо - через пророков, но без экивоков: "Жертвенники ваши будут опустошены, столбы ваши в честь солнца будут разбиты, и повергну убитых ваших перед идолами вашими". Это не из декларации каких-нибудь арабов с автоматами Калашникова, это из Иезекииля. С "боящимися Бога" вышел комический казус - в греческом Милете в театре на одной из скамей (точнее, под скамьёй) надпись: "Место иудеев, именуемых и боящимися Бога". Зачем понадобилось называть иудеев ещё и боящимися Бога - мелкий вопрос в сравнении с другим: что потеряли иудеи в языческом театре?! Самым хитроумным - и выгодным для иудеев - является тезис Хоммеля, что администрация театра имела в виду "не просто евреев, но только тех евреев, которые именуются также боящимися Бога". Правда, остаётся вопрос, с какого стати "трепетунов" - даже не прозелитов - да ещё "трепетунов", посещающих языческие представления, зачислили в евреи. К тому же, в эпоху, когда переход в иудаизм был государственным преступлением (почему, возможно, и было так много "симпатизирующих" и так мало "перешедших").
Театр - это ещё не самое скверное. Есть небольшой алтарь из Белкиса (Памфилия) с посвящением "Богу правдивому, истинному и нерукотворному". "Рукотворный" в греческом переводе Библии обозначает идола, "нерукотворный" - Бог истинный, Бог Авраама. Но ведь алтарь-то - для языческих жертвоприношений, значит, он не мог быть сделан христианином или иудеем. Если те следовали правилам своей религии! А если - не следовали? Если иудей взял и так же - немножечко - залез в язычество, как язычник, трепещущий перед Богом Авраама, залезал в иудаизм? Почему движение - лишь в одну сторону? Вот посвящение из Брешии Юноне, сделанное некоей Анной с многозначительной прибавкой "Иуда". Это язычница, которая трепетала перед Богом иудеев, или иудейка, которая протрепетала перед Юноной? Ирина Левинская полагала, что вернее последнее, надо лишь "внести коррективы в своё представление об иудаизме ... приняв иное решение, мы мы [sic] рискуем навязать источнику интерпретацию, основанную на наших представлениях о том. что являлось для евреев "нормативным" (Левинская, 2000, 149). А находка в храме Пана в Египте двух надписей, которые благодарят этого языческого покровителя путешественников от имени иудеев (Левинская, 2000, 183)? Один учёный полагает, что иудей в храме Пана благодарил Ягве, другой - что под именем Пана (имя-то означает "всё") иудеи благодарили Яхве, но ведь возможен простой вариант, известный как "двоеверие", для иудаизма - если верить Библии - просто невероятно характерный, хотя и антинормативный.
"Трепещущие перед Богом" в истории Луки - отнюдь не "кадровый резерв" апостола Павла. Люди интересовались Богом Авраама - это не означает, что они легко "велись" на Бога Иисуса. Да, сотник Корнилий стал христианином, и для Павла это был прорыв в неожиданном, видимо, направлении. Но в Антиохии Писидийской, рассказывает Лука, именно "трепетуны"- точнее, "трепетуньи", "родовитые женщины" из "себоменов" - выгнали Павла и Варнаву из города.
Историки много спорили о том, занимались ли иудеи в эпоху Христа и позже активным миссионерством. Одно время считалось, что - да, и очень активно. С середины ХХ столетия пошла другая крайность - нет, не занимались. Источников мало. Знаменитое место, где Иисус обличает фарисеев за то, что они вербуют себе сторонников, обходя "море и сушу" - это всё-таки чисто еврейская гипербола. "Рыскаете повсюду", - тут такой смысл, и речь идёт не об обращении язычников в иудаизм, а об обращении иудеев "вообще" в фарисейство. Точно тем же в последние десятилетия развлекаются всевозможные израильские хасиды. Только ведь, прозелиты, "трепещущие" разных оттенков и т.п. - они ведь не просто альпинисты, которые из каких-то своих соображений пошли на штурм замкнутой в себе крепости иудейской веры. Кто-то им рассказал, кто-то им перевёл, кто-то их пригласил пожертвовать на столовую или, паче чаяния, посидеть в театре... Иосиф Флавий и Филон Александрийский писали не только для соотечественников. Вопрос-то не принципиальный. Он может показаться принципиальным лишь для историков, выросших в убеждении, что миссионерство - это высшее проявление религиозности. Это убеждение кажется неотъемлемым от христианства, а оно отъемлется без труда - да ещё двести лет назад "миссия" было исключительно католическим явлением, причём довольно инерционным - если колонии существуют, должны в них и миссионеры существовать. Протестанты тогда, включая и баптистов, миссией вовсе не занимались. Всё-таки Бог - довольно специфический товар. Он сам себя, конечно, не хвалит, но всё же не миссионеры создали Бога, а Бог создал миссионеров.