Богочеловеческая комедия
1 век. Усыновление Германика или Приемный непокой
В 4 году нашей, христианской эры император Император приказал своему приёмному сыну Нерону усыновить Германика.
Странно – император Император? Дело в том, что «император» стало не только титулом Августа, но и его личным именем. Так бывало и позднее у правителей Рима, хотя некоторые, которые поскромнее, предпочитали не приватизировать должность до такой крайности. Скромность дело хорошее, только многое в жизни было бы яснее и проще, если бы некоторые президенты так прямо и в паспорте писались: «Президент Президентович Президентов». Ради соответствия этикетки и товара.
Кстати, знаменитое «отец отечества» тоже не просто красивый оборот, но ещё и дополнительный барьер для потенциальных цареубийц – ведь убив «отца отечества», человек стал бы отцеубийцей.
Что до Нерона, то знаменитый Нерон был всего лишь ещё одним пасынком «настоящего» Нерона, который остался в истории как император Тиберий.
Если учесть, что сам Август был усыновлён Цезарем, то римская история начинает напоминать агенство по усыновлению. Корнелий Тацит так объяснил, зачем Август потребовал от Тиберия усыновить Германика: «quo pluribus munimentis insisteret». Русский перевод в данном случае на редкость далеко уходит от оригинала: «представлялось желательным укрепить семью дополнительною опорой». Впрочем, в одном английском переводе появились даже «телохранитель».
«Мунимент» не надо путать с монументом, хотя в обоих случаях речь идёт об архитектурном сооружении. «Мунимент», однако, не какой-нибудь непрактичный «памятник», а, скорее, форпост, бастион или контрфорс, долженствующий защищать дом. «Мун» как раз от корня «долг» (как и в «коммуна», «муниципал»).
Тацит (он часто использует слово «мунимент» и всегда в значении военного укрепления) даёт очень чёткий образ: Германика «пристраивают» к императорскому «дому» в качестве выступающего вперёд укрепления. На латыни речь идёт именно о «доме», не о «фамилии». Сравнение Германика с бастионом не случайно – он рано проявил себя успешным военачальником.
Что, Канту это бы не понравилось? Живого человека превращают не то что в предмет – в пристройку к дому? А вот взять бы этого Канта и отправить на Соловки. В качестве пристройки к церкви или концлагерному клубу, это уж как начальство распорядится.
Древняя история? Но ведь в современном мире, где возрастная пирамида перевернулась, так что на десять мальчишек двадцать дедушек и сорок бабушек, тоже многие уже смотрят на детей как на фундамент своей будущей старости. Забавно, но в основном так поступают как раз те, у кого либо вообще нет детей, либо дитё одно и отношения с ним скверные. У кого дети есть и кто их любит, тот из ребёнка мунимент не станет делать.
Тем более, больше сходства, чем различий между древним итальянцем и древним евреем – «римлянином» и «иудеем». Не уступят друг другу по части манипуляции детьми, отношения к детям как к средству выжить, к домашнему предмету.
Иисус опасен для ваших муниментозных намерений. Иисус – великий освободитель детей от родителей. Да, блудный сын возвращается к отцу, но этот отец – небесный. Земной бы так себя не повёл. Зачем его такой экземпляр? От него защиты не дождёшься, дай Бог от него защититься. Вот старший сын – это да, силовичок-боровичок. Угрюмый, злобный, глазами так зыркает, - идеальный блиндаж. Хороший мальчик!
Говоря о признаках конца света, Иисус шутя озвучивает самые потаённые страхи родителей. Восстание детей! Сын на отца! «Восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мф. 10, 21). Мы их кормили-поили, мы от Бога их вымаливали, чтобы в них продолжиться, а тут такой поворот сюжета! Ага, - говорит Бог, - потому что для чего вы детей выпрашивали, это ваша воля, а для чего Я детей даю, это Моя воля. Люди просят детей, Бог даёт людей. Людям нужен блиндаж с контрфорсом, Бог оживляет даже тех, кого родители духовно умертвили. Люди ждут от Бога Спасителя, похожего на латинский мунимент, а приходит вполне живой Иисус. Живой и, соответственно, беззащитный, потому что единственное работающее определение жизни - это состояние, заканчивающееся смертью. А уж победа над смертью – это не через размножение с опережением, это совсем другая история.