Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

 

Архелай Кашкарский (cер. III в.). С 242 г. перс Шуриаш (на латыни его имя произносили как Кубрикус, Убрикус) из Ктесифона стал проповедовать новую веру. Он сам был прозван «Мани», основанную им религию стали называть манихейством. Отец Шуриаша был, видимо, христианином из движения мандеев, которые особо заботились о чистоте тела. Прозвище «Мани», «Утешитель» напоминало о Духе Утешителе, Духе Святом. Последователи Мани многим были похожи на Церковь: строгая иерархия, совместные богослужебные трапезы, соблюдение заповедей, стремление к целомудрию. Вере в Воскресение, однако, тут места не находилось: материальное тело, материя вообще была для манихеев источником проблем, и в вечности этому источнику было не место. Поэтому в христианской традиции «манихейством» стали называть всякое дуалистическое движение, резко противопоставляющее дух и материю как добро и зло. Многие годы был кандидатом в члены манихейской общины блаженный Августин, а став христианином, он явно не смог объективно судить о собственном прошлом опыте и обвинял последователей Мани в стольких грехах, что, будь это правда, движение не смогло бы долго существовать. Одним из первых христианских трактатов против Мани считалось сирийское сочинение, приписанное епископу Кашкара Архелаю, который якобы зафиксировал свой спор с Мани. Это, однако, была литературная мистификация: трактат был написан на греческом, и Архелая просто никогда не существовало. Память 26 декабря.

См. Иероним, гл. 72.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова