Вера Агенская
Вера Агенская (III). "Настоящее" имя этой мученицы — Фидес, что на латыни
означает "вера", и в разных европейских странах это имя и произносят соответственно:
в Англии она "Фейс" или "Фэйс", во Франции — "Фуа", в России — "Вера". Почему-то
большинство других имен не переводят, но вера в христианстве стала настолько важным
явлением, что ей особое внимание. Согласно поздней легенде, девушка Вера был арестована
в Агене, судил ее прокуратор Дакиан. Уже при начале допроса Вера и сама обыграла
свое имя: "Меня зовут Вера, и я стараюсь иметь то, чем именуюсь". Дакиан был настроен
снисходительно: "Дитя, подумай о своей юности и красоте, откажись от своей веры
и принеси жертву Диане. Эта богиня тоже женщина и сделает тебе добро". Вера в
ответ назвала языческих богов злыми, и судья быстро вышел из себя и приказал ее
пытать и казнить. Acta Sanctorum, октябрь, т. 3; Butler, 6.10. Память 6 октября.
Miracles of Saint Foy (из хрестоматии).
См. Конк.
*
Ashley, Kathleen; Sheingorn, Pamela. Writing Faith: Text, Sign, and History in the Miracles of Sainte Foy. University of Chicago Press, 1999.
Шейнгорн профессор Нью-Йоркского ун-та, издала «Книгу св. Фуа» (1995). Эшли профессор английского в ун-те Южного Мэна. Они совместно издали также: Interpreting Cultural Symbol: Saint Anne in Late Medieval Society. 1990.
Впервые упоминается в середине IX века в Мартирологе Флора Лионского.
Лука Робертини показал, что первоначальное Passio было составлено на основе Мученичества Веры, Надежды и Любви (девушка зажарена на решётке). В 789 году Admonitio Generalis предписало почитать лишь святых с письменными житиями – вот и фальсифицировали житие. В этом житии Аген – место и рождения, и мученичества Веры. В 883 году картуларий Конка уже отмечает, что останки Фуа находятся тут вместе с мощами Викентия.
Книга чудес св. Фуа написана в 1013-1020 Бернардом Анжерским, дополнялась в том же веке. Бернард учился в Шартской соборной школе. В 1010 был нанят преподавать при соборе в Анжере, в 1013 съездил в Конк и тут его упросили написать книгу. Позднее (до 1060 г.) была описана история переноса мощей (Translatio).
В 1054-1076 гг. на основе латинского жития (утраченного) была написана на каталонском языке Песня о святой Фе (Fe) – первый письменный памятник каталонского языка, 593 силлабических строки.
В XII веке культ был связан с культами Капрасия и Альберты Агенских (Капрасий же считался братом Прима и Фелициана). Альберта – сестра Фейс и мать Капрасия. В Агене базилика в честь святых построена в V веке еп. Дульццитием, перестроена в VIII веке, расширена в XV , снесена в 1892.
Останки в 866 г. перенесены в Конк.
Статуя впервые описана Бернардом, украшалась вплоть до XIX века. Голова изготовлена раньше туловища и из другого золота, и предположительно это портрет одного из императоров поздней Римской империи. Томас Ховинг, директор музея Метрополитен, выдвинул гипотезу, что это посмертная маска Карла Великого (он лично обследовал статую в 1960-е годы и обнаружил на голове следы короны). В 1365 г. часть мощей перенесена в каталонский монастырь Сант Кугат.
Пьер-Андре Сигал проанализировал 76 житий святых и 166 сборник чудес, написанных в северной Франции в 1050-1150 гг., всего 5 тысяч чудес. Отметил, что лишь в Книге Фуа есть «любопытные» чудеса, в которых святая просит о пожертвованиях.
Похищение мощей воспринималось похитителями как освобождение ребёнка.
Собор в Конке был спасён от разрушения, подобного анжерскому, Мериме.
Купол расписан сценами из Страшного суда.
The Book of Sainte Foy. Edited and Translated by Pamela Sheingorn. University of Pennsylvania Press, 1995.
История Гибера – чудо произошло, когда он был молодой, 30 лет назад.
Spariacus – тысяча человек в Конке – даст 6 денье.
Некий Хью даёт ему шесть солей и один обол, что чуть больше 6 денье. А он просил 12 денье. Сол – серебряный пенни, солид, основная монета средневековой Европы. Обол – половина солида. «Денье» - синоним для солида, оозначение серебра в монете.
|