К словарю святых
Корнилий (Корнелий) Римский (253).
Корнилий был избран Папой Римским спустя год после гибели своего предшественника,
когда утихло гонение на христиан, организованное императором Декцием. На выборах
у него был соперник: священник Новациан, замечательный богослов и ревностный христианин.
Епископ Карфагена Киприан называл Корнилия человеком “тихим и скромным”, противопоставляя
его Новациану, якобы буйному и гордому. Однако, стоит сомневаться в характеристике
Новациана, потому Киприан был ему врагом. В Африке шел спор о том, можно ли принимать
в Церковь людей, во время гонений отрекшихся от Христа. Если Киприан (и Корнилий)
считали, что епископ может простить этих людей, то Новациан относил вероотступничество
(а также убийство, прелюбодеяние, изнасилование и второй брак) к непрощаемым грехам.
Позиция Новациана была логичнее, более соответствовала предшествующей церковной
традиции (Киприан и Корнилий выглядели скорее новаторами). Если бы победил Новациан
(и его последовали, прозванные “катары” – “чистые”), людей Церкви не могли бы
упрекать в том, что среди них есть недостойные звания христиан пьяницы и развратники,
нагло использующие таинство покаяния, чтобы, очистившись, повторять свой грех,
предвкушая новое прощение. Все же возобладала позиция Корнилия и Киприана. Обычно
это трактуют как победу смиренных над гордыми, но в обоих сторонах было много
раздражительности и надменности. Поэтому милосердие, хотя и было признано Церковью
выше строгости, по сей день используется слишком выборочно, подчинено эгоизму
и властолюбию. Люди недовольны этой непоследовательностью Церкви, но если бы победила
позиция Новациана, то недовольство было бы еще сильнее (и праведнее). Новациан
тоже был избран Папой и стал первым в истории антипапой. Корнилий осенью 251 года
собрал в Риме собор, на котором было осуждено учение Новациана (но сам Новациан
без всякого милосердия изображается церковными историками как некий изверг). Некоторые
из сторонников антипапы покаялись и были приняты обратно в Церковь, тем более,
что это были исповедники веры, во время гонений сохранившие верность Христу. В
конце 251 г. в Риме началась чума. Язычники-ханжи заявили, что боги наказывают
город за терпимость к христианам. Папа был выслан в городок Цемтумцеллу (ныне
Чивитавеккия) под Римом, где вскоре умер. Его похоронили не в папской усыпальнице,
а в крипте Люцины на кладбище рода Корнилиев. Acta Sanctorum, сентябрь, т. 4;
Задворный, 1, 98-103. Память в Римском мартирологе 14 сентября (в день кончины
Киприана Карфагенского и 16 сентября соборная (с Киприаном).
|