Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Капустин А. Мучение св. Домнины. // Труды Кіевской Духовной Академіи. — 1869 г. — Январь. — С. 120, 129-133.

 

Домника Аназарвские (286). В середине XIX века был опубликован подлинный текст суда над Домникой. Тут и обнаружилось, насколько испорчен "телефон" легенд. Мученица оказалась не Домникой, а Домниной (у католиков сохранилось подлинное имя). Вместе с нею судили Эдесию и Филиппу, о которым позднейшее житие умалчивает и судьба которых неизвестна. Допрашивали именно Домнину, видимо, как старшую по возрасту, почтенную матрону. На допросе она упомянула, что "жила ради Христа 63 года", а вряд она была крещена в детстве, так что возраст выходит очень солидный. С именем и на суде не заладилось. На вопрос судьи, как её зовут, Домнина ответила вопросом, настоящее ему нужно имя или нет. Судья ответил очень точно: нужно имя, которым тебя назвала мать (любопытно, что он исходил из того, что имя даёт не отец - во всяком случае, девочке). Тогда "Домнина" - но тут же не удержалась и добавила, что всё-таки настоящее имя "Христианка". Уже это вызывает оторопь, потому что означает какой-то очень безличностный взгляд на христианство. Но скорее можно предположить, что не так важно, меняет ли человек при крещении неповторимое своё имя на другое неповторимое имя, как важен сам отказ от имени, данного другим. В конце концов, неповторимых имён не бывает, потому что плодятся не слова, а люди. Просто то, что современные христиане считают общим названием ("христианин"), древние считали названием одновременно и личным. Впрочем, Домнина своё собственное имя назвала "именем помазания" - вполне вероятно, что это было имя, данное при крещении (и миропомазании), вполне "христианское", но что Домнина хотела подчеркнуть сразу, что она виновна в том преступлении, которое ей приписывают. Преступление же, по римскому закону, заключалось именно в принадлежности к христианству, которая проверялась просто: человек называет себя христианином или отрекается от этого "имени". Допрос шёл довольно деликатно, но Домнина заявила, что языческие боги трепещут перед Христом (стоит заметить, она не сказала, будто этих богов вообще нет). Судья Лисий приказал бить её по щекам: мол, его снисходительность побудила её к наглости. Приказав её выпороть, Лисий отправил Домнину в тюрьму, а на следующий день приказал бить палками. Она и после этого упорствовала, но казнена не была: судья отправился в соседний город Мопсуест. Через неделю ему доложили, что Домнина умерла в тюрьме на пятый день после допроса: "Пять дней она провела без пищи. Лежа на полу, лицом въ колени, так и умерла". Вот это простое: избили старуху палками, она и умерла через пять дней, намного человечнее, чем позднейшие придумки про жуткие пытки. Придумки выдают самомазохистские наклонности и желание вытеснить правду из своей жизни, изгнать правду на небо. Память 12 октября, 12/25 октября. Память 12 октября, 12/25 октября.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова