Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Маркелл Африканский (Танжерский) (298). Один из центурионов легиона Траяна, стоявшего в Тингисе (ныне Танжер). 21 июля 298 года, задолго до того, как началось гонение на христиан, Маркелл во время празднования дня рождения императора не только отказался участвовать в жертвоприношениях (христиан в армии было много, и на их уклонение от языческих обрядов смотрели сквозь пальцы), но и демонстративно снял с себя пояс солдата, виноградный венок (отличие центуриона) и громко заявил: “Я солдат Иисуса Христа, Вечного Царя. Отныне я перестаю служить вашим императорам, ... если для службы надо приносить жертвы богам”. В сущности, Маркелл стал одним из тех христиан, которым уже было мало мирного сосуществования с языческим государством, мало того, что от них не требовали положеннного по закону и обычаю, которые переходили в наступление и ставили язычников перед необходимость и официально признать христианство законной религией. Маркелл был сперва допрошен командиром легиона Астасием Фортунатом, затем заместителем префекта претория Агриколой — допросы протоколов были скопированы позднее единоверцами Маркелла и дошли до наших дней без досадных, часто совершенно сказочных, прикрас. По протоколам видно, что Фортунат без малейшего энтузиазма отнесся к перспективе казни собственного подчиненого и, словно извиняясь, подчеркивал, что следует закону: “Я не могу игнорировать твое дерзкое поведение поэтому я отправлю рапорт императорам и цезарю. Тебя пошлют к помощнику префектов претория Аврелию Агриколану”. 30 октября Маркелла уже доставили в Танжер и здесь Агриколан, выслушав рапорт, спросил его: “Ты что, с ума сошел, — бросить знаки своего достоинства и так разговаривать?” - “Не сумасшедший тот, кто боится Бога”, — не без легкой обиды ответил Маркелл. — “И ты бросил свое оружие?” — “Да, потому что христианину, который служит Господу Иисусу, не следует служить в армии мира сего”. Маркелл был приговорен к смертной казни. Прочие солдаты-христиане, имена которых были всем хорошо известны, нимало не пострадали. Лишь через пять лет разразилось последнее массовое гонение на христиан, а через двадцать лет на много веков стало даже несколько неприлично солдату не быть христианином. И в наши дни богословы и архиереи не похвалили бы Маркелла за его рассуждения, и не христиане сейчас — увы — в первых рядах борцов за альтернативную военной службу миру. Утешает, что и неверующие тоже не блещут пацифизмом и все подчеркивают справедливость римского изречения: “Хочешь мира — готовься к войне”. Эта логика агрессивности абсолютно неуязвима в своей полноте, цельности, замкнутости, и противопоставить ей нечего, кроме того, что, видимо, в какой-то момент взорвало изнутри душу Маркелла. Analecta Bollandiana, XLI (1923), 257-287; Butler, 30.10. Память 30 октября, 30 октября/12 ноября.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова