Генезий (Генес) Римский (ок. 300). Римский актёр, участвовавший в пьесе, где по ходе дела высмеивались христиане. Дело происходило в конце 3 столетия, когда христиане уже были достаточно распространены и привычна, чтобы стать предметом пьес наподобие слуг или мошенников, но в приличном обществе к ним пока еще относились именно как к мошенникам. Пьеса была сатирической. В день, когда пьесы разыгрывали при императорском дворе, нервы Генезия были, разумеется, особенно напряжены, но вряд ли он догадывался, чем обернётся привычное театральное волнение. Он играл христианина, к которому приходит священник. “Зачем ты послал за мной?” - спросил Генезия коллега. Последовала крохотная пауза, во время которой Генезий вдруг пережил обращение ко Христу. Он увидел, что крещение действительно смывает грехи, словно увидел фигуру в ослепительном свете, которая сперва показала ему список его грехов, а затем окунула в крестильную воду и остался чистый лист пергамента. Это длилось мгновение, а в следующую секунду Генезий подал полагающую реплику - профессионально и в то же время от всего сердца: “Я хочу получить благодать Иисуса Христа и быть избавленным от груза тяготящих меня грехов”. Актер, изображавший священника, вылил ему на голову воду (правда, не произнося при этом крещальной формулы). Далее по ходу пьесы Генезия арестовывали и приводили к императору. Устроители спектакля решили дать императору возможность почувствовать себя актёром, и Генезия подвели к настоящему правителю. Он произнес речь в защиту христианства. Сперва все были очень довольны тем, как точно играет Генезий, но постепенно публика начала ощущать беспокойство. Известно, что театральное искусство - особый язык, и призванный не рапортовать, а творить. Разница отчётлива, и Генезий-христианин говорил иначе, нежели Генезий - актёр, играющий христианина. Император, заподозрив неладное, всерьёз втянулся в разговор. Генезий подтвердил, что он стал христианином сейчас, во время спектакля. Такое нарушение всех правил общежития разъярило публику, как разъярило бы превращение в коммуниста председателя демократического парламента сразу после его избрания. Генезия отдали префекту преторианцев, его жестоко пытали и обезглавили. Он так и остался некрещёным людьми. Через несколько десятилетий ему посвятили один из римских храмов, и по сей день его мощи хранятся в римской церкви св. Сусанны. Ист.: Analecta Bollandiana, XXIX (1910), 258-269; Butler, 25.8; Bertha von der Lage. Studien zur Genesiuslegende. 1898; Mostert and Stengel. L’ystoire et la Vie de Saint Genis. 1895. Память 25 августа, 15/28 сентября (Полищук, 599, без отсылки к католич. перечню).
|