БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
Bourguet, Pierre du, S.J. Early Christian Painting. New York:
The Vijing Press, 1966. Compass History of Art. 50 pp., 176 tables
Дю Бурге - выписки из книги
раннехр. живопись не
может быть вполне зачислена ни в римскую, ни в византийскую -
катакомбная живопись ниже чем погребальные фрески Египта - но времени на совершенство
не было и порождены маленькой группкой частныъх лиц. 2
Нет того чувства живости, движения, вариативности одного сюжета. который делает
фиванские фрески великим худож. явлением - правда, на Востоке мб было еще что-то
но не сохранилось - затенены и последующими византийскими фресками и мозаиками
техника катакомбных фресок хуже обычной для Ри ма, стиль Дура-Европос и мозаик
Сев Африки вполне варварский -
когда в 16 веке нашли, использовали для полемики с протестантами - едостающее
звено в эволюции, фрески времен гонений -
Первые реалистические изображения Христа, Марии, апостолов и мучеников, сцен ВЗ
и НЗ - хотя недостает движения, эскизность, вторичны по отношению к живописи своего
времени - переход от идеи, сказа к изображению. -
Символизм был свойственен и нехрист иск-ву той эпохи - 6 - в общем, писали плохо,
зато писали Христа - гм! - их взгляды отрезали их от об-ва -
Дура-Европос - караван-сара на границе С ирии и междуречья - синагога и-з
двух комнат, одна для собраний, другая баптистерий - втораяукрашена темами ВЗ
и НЗ, посвященным спасению души и чаще всего крещению - самарянка с кувшином,
паралитик, несущий кровать - бычли ли баптистерии в катакомбах - сомнительно (8)
-
церкви из домов богатых прихожан - вестибюль вел в атриум, за которым ларарий
- затем таблинум, сбоку или сзади от него длинный узкий триклиний с колоннами
- атрий и таблинум использовали для молитвенных собраний, триклиний для
евхаристии. Атрий украшали портреты предком - как медальоны пап в соборе св Петра
ныне -
с 4 века базилики - в Рииме Пудиентиенна и Мария Маджоре - в 5 веке Сабина, сохранили
некоторые первоначальные мозаики - в Пуденциане реставрированы, конец 4 ., в Марии
Маджоре и Сабине - 5 век. Несколько мозаик в палестине. В Милане мартирий - ораторий
для празднования памяти мученика. - 4 век Сан Константина, дочери Кнт Всепликого
в Риме - мозаики купола утрачены, в амбулатории сохранились - в Испании Центселлес,
Плакидии в Равенне. в оазисе Кархех в Египите два маленьких мавзолея - в каждом
купол с росписями - только из св Констанцы в Римиме из из Тунисских гробниц в
Табарке могут считаться раннехристианским искусством - остальные скорее пред-византийская
живопись.
Церкви в катакомбах все после 312 г. Места для собраний в катакомбах не было.
Система уникальная - ни у египтян, ни у евреев более нескольких камер не соединялось.
Предполагалось, что катакомбы вырастали из ипогея - гробницы богатого землевладельца,
имевшего право подхоранивать "клиентов", но анализ почв это не подтвердил. Уже
и до 3 века христиане владели землей как община, не нуждались в конспиративном
прикрытии именем некоего землевладельца. Время от времени в тупике-крипте ставили
мраморный саркофаг. Полукруглый аркосолии-ниши в стене галереи или в комнатах-кубикулах.
В стенах иногда ряды локули - дыры-прямоугольные одинаковой глубины. Живописью
украшали ипогей, аркосолий, кубикулу, стены. Наиболее распространена гипотеза,
что обычай росписей взят у евреев Рима. Тогда евреи не держались строгого запрета
на живопись - еврейское кладбище на Аппиевой дороге в Риме расписано, как и кладбище
в Карфагене. 11. Возможно, что евреи, как и христиане, были разделены на более
и менее либеральных в отношении к живописи. Христиане некоторые символы унаследовали
от евреев. Мб еврейская живопись предшествовала христианской.
Влияние обычаев этрусков и юга Италии. 2 век до рХ пещерная гробница Тифона в
Тарквинии - этрускская с фресками.
В Риме катакомбы в основном на севере (тут целый подземный город из катакомб Домициллы,
Претекстата, Себастиана, Калликста) и юго-востоке. Остатки на Сицилии, Мальте,
в Нисе, Тунисе. В Египте почему-то ни одной, хотя тут это было бы вроде бы естественно
(Мб именно потому, что тут была традиция языческих катакомб, христиане ею и не
воспользовались, как слишком "языческой"?)
Портреты из стекла с золотом - вделывались в замазку, которая опечатывала гробницу,
сохранилось много - для родственников опознавательный знак либо украшение. Миниатюр
почти не сохтанилось - лишь один в Москве, из Александрии. (картинка из ГМИИ).
Ватиканский Виргилий 5 в - вполне в том же стиле, что христ живопись той эпохи.
Стены катакомб слабее помпеянских - держали лишь один слой штукатурки -
Христос: рыба, Пастырь, Орфей. У ессев гимн, где Давид изображен как Орфей. Из
НЗ любимые сцены: умножение хлебов, преломление хлеба, добрый самарянин, чудеса
- исцеление кровоточивой, прокаженных, слепорожденного. брак в Кане, чаще всего
- воскрешение Лазаря. крещение Христа. В 4-5 в нарастает реализм - изображение
Христа в терновом венце в катакомбе Претекстата.
Позже развивается цикл связанный с Христом как учителем - в окружении учеников,
нагорная проповедь, обращается к Петру или Павлу. Роль во славе - в колеснице
как солнце - впрочем, это как раз ранняя мозаика. С 4 в у него появляется борода.
Вместо эксомия, одежды пастуха, с обнаженным правым плечом - паллий. ВС катакомбе
Ерма, середина 3 в., он в императорском одеянии!!! - рост идеализации, трансцендирование.
Мечта об исцелении и пастыре смепняется мечтой о власти - символ власти
(это я).
Изображение Марии появляется рано -= что удивительно, т.к. в язычестве не было
разработано изображение женщин-богинь, в основном мужчины - Орфепй, Аристей, Юпитер.
Афродита и Эрос изображались часто, но не подходили. Брали за образец
Помону или Изиду. Мария всегда с младенцем - кроме сцены благовещения в кат. Присциллы.
Показывамет его людям - оранта - Мария с Валаамом - символ единства двух заветов.
Символы Христа из ВЗ: Моисей, источающий воду из скалы, Иона, жертвоприношение
Исаака, Иов, смерть Исайи.
Искушние Адама и Евы, Ной, Валаам указыает на Звезду - Мария
С 312 г. символический стиль уступает место историческому. Меньше тем из НЗ (20).
Преобладание ВЗ!!!
По свидетельству дамаскина и Нила сцены детства ИХ, Распятие и Воскресения и пр
украшали и церкви Востока. До 4 в их не было. - ученые: якобы боялись отпугнуть
изображением креста. Но отсутствие детских тем это объяснить не может. 21
до 4 в мучеников не изображали как-то особенно от прочих умерших 22- лишь с 4
их культ. В 4 в: дочь Петра Петронилла в кат Домициллы ведет Венеранду
на небо ("знаменитая" фреска).
Давид-Орфей, образ Агнца (агнец умножает хлеб) - любопытно, пастыря меньше - агнца
больше???
Из патристической литературы - Пастыря - образ Башни Ю цековь обрезанных и цвь
язычников - Сабина, 5 в.
Геркулес, Улисс, Деметра - фигуры "оранс", молящихся - Ной, Даниил, три отрока.
Оранс и Венеранды перед Петрониллой -з идепя проводника в рай. Не исключено, впрочем,
что языческие сюжеты просто выбирались языческим членом семьи!!!
С. 23 "Различие между аллегорией и символом, возможно, в том, что в аллегории
сама фигура не обладает внутренним значением, она его приобретает благодаря какому-то
атрибуту либо надписи".
изображения умерших при всех регалиях в тч. соллдат, возница с квадригой -
Уилперт, исследователь катакомб, пытался все изображения свести к символам, чтобы
представить древних христиан поблагочестивее. Все о спасении души, о смерти. Видимо,
общего принципа отбора сюжетов просто не было.
Важно (31) из семи сцен в баптистерии Дура-Европос пять есть в катакомбах: Адам
и Ева, Давид с Sling, Добрый Папстырь, Добрый самарянин,прокаженный ( Palsy).
Тертуллиан в "О таинствах" описывает крещальные сюжеты из катакомбы Калликста.
Но ведь в катакомбах не крестили! связь крещения и смерти.
Первый период сюжетов: путешествие, приготовление к пути на небо. Атмосфера преследований
делала безразличным мир сей. профессии. Но ослабевали гонения и христиане вспоминали,
что они еще и важные посты занимают 33 -
Начало РХЖ - начало 3 в. до конца 5 когда начинается византийское.
Общее с римской живописью: декоративные мотивы - маски, гирлянды, дельфины, птицы...
Деление линиями на сегменты - проще, чем в Помпеях. В 4 в изящнее — возрождение
имитаций под мрамор. В мавзолее Констанцы мозаики занимают не только пол, но и
стены, вытесняя живопись. На куполах были изображены кариатиды - известно по копиях
росписей 16 в.
В начале константиновой эры разрыв с предыдущими декоративными традициями (37)
- упрощение, суровость - мюб обеднение художнического искусства (не только христианского).
Жанровые сцены: первый период - весь 3 век - классическая живопись, но начата
тенденция к абстракции.С 290 до Констанция 2 - отказ от натурализма и пластичности
в пользу условновной эстетики, условность by taut outlines. Третий
- с Констанция 2 до конца 5 в - возврат к класицизму и пластичности плюс
декоративный маньеризм, сбалансированные в новом иератическом стиле. Со второй
трети 4 в. все более распространяются мозаики. В 220 г в катакомбе Калликста очевидна
классическая манера, унаследованная от Антонинов. Гамония, легкость, естественность
и жлегантность поз Доброго Пастыря - крипта Люцины - два варианта. Удары кистью
эскизны. Но идет уже и новая манера - точные четкие линии, проработанность деталей,
зритель не мог уже просто созерцать изображение, а должен был отойти на расстояние,
чтобы увидеть его в должной перспективе апример, Мария и Валаам со звездой
в катакомбе Присциллы (№67). Стили укре5пиплись к 240 г. То же колебание меж двух
стилей и в Дура-Евр, и вообще.
Во второй половине 3 в эти два стиля смешиваются - импрессионизм с четкостью -
То же в языческой живописи - но катакомб живопись уже лучше - Баланс разрушен
ок 290 г. - пнри Диокл. общество милитаризировалось, вкусы огрубели. Гм! Отказ
от натурализма - неорганичность - моделирование редко, и достигается светотенью.
Отказ от пластичности, условность при Константине. 43 - Хс среди апостолов в кат
Иордана - первый пример сухих и условных фигур. Отказ от мифологич сцен - отказ
от глубины, пропорциональности - Сфероидность и невыразительность лиц -
С Констанция 2 новый период - частичный возврат к классике - четкие контуры -
пластичности - опять плоть на костях у людей - светские темы начинают перевешивать
религиозные - в мозаиках Констанцы -
в 5 в начинаются (только начинаются) паломничества в катакомбы - ухудшение техники
- иератичность - стоящие фигуры в прямоугольных рамках -
большие деньги от гос-ва пускались на дорогие мозаики. Равенна - Плацидия, Маджоре.
Пейзажи - фон - связь с античностью - пластичность в фигурах - исчезает
по мере ориентализации следующего века -
собственного стиля хр-во не выработало, разрыв с классичностью был не только результатом
христианизации.
До 312 г, когда хр-не не могли участвовать в жизни общества, они сосредотачивались
на символическом аспекте изображаемого. В 4 в обмирщение - но это и результат
ответственности за мир - более историзм, чем символизм.
|