БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
ДУРА-ЕВРОПОС
См.
очерк Пигулевской.
Шифман о рабах в документах ДЕ, 1964.
Дура-Европос - римская крепость на Ефрате, ныне на территории Сирии. Дура -
арамейское название, Европос - греческое. Греки сюда пришли за Александром Македонским,
в 3 в. до р.Х. Крепость неоднократно переходила от римлян к парфянам и наоборот.
В 256 или 257 г. крепость была взята армией Сасанидов и после этого поглощена
пустыней. Готовясь к осаде, солдаты укрепляли западную стену, засыпая часть строений,
к ней примыкавшие. Были засыпаны синагога и церковь, благодаря этому они сохранились.
Остатки крепости были случайно обнаружены во время Первой мировой войны, раскопки
ведутся по сей день.
Синагога была крупнее, вмещала в два раза больше людей, была расписана
пышнее. В Европос было еще с дюжину храмов, в т.ч. митреум (святилище
Митры), храмы Зевса, Адониса, Артемиды, Бела и др. Христиане безусловно
собирались не подпольно, - в крошечном гарнизоне какое подполье,
-- у них просто не хватало денег на большее помещение. Рядом с баптистерием
была баня.
Возможно, фрески отражают спор христиан с иудеями. В синагоге по-разному
обыгрываются числа 12 и 7 (семь стен вокруг Храма), священные для
Ветхого Завета, в церкви -- число восемь (Ориген называл воскресенье
восьмым днем недели - Selecta in psalmos 118, 164; ср. Иустин,
Диалог с Трифоном, 41, 4; 24, 1). Надписи в синагоге больше на арамейском,
в церкви на греческом. Еврейские имена в надписях в церкви не встречаются.
В Дура нашли остатки греческой рукописи Диатессерона Татиана. Среди
христианских фресок нет изображений Храма, Ковчега, Меноры. Есть
изображение битвы Давида с Голиафом -- значит, эти христиане не
отвергали, подобно Маркиону, Ветхий Завет вовсе. Христиане, возможно,
видели в Давиде символ своей, маленькой общины -- а в Голиафе символ
синагоги или вообще нехристей, "церкви большинства".
Среди фресок: разговор с самарянкой у колодца, Пастырь Добрый (и
рядом Адам с Евой тянутся за запретным плодом -- Иисус как Последний
Адам). Исцеление расслабленного -- на северной стене вверху, исцеление,
совершенное в субботу (Мф. 9,1) -- фреска может быть полемикой с
теми, кто слишком почитает субботу, отрицая восскресение. Изображение
восьми фигур перед гробницей Иисуса -- три фигуры внутри, пятеро
вовне -- могут быть символами восьми дней. А в синагоге пророк Илия
изображен противостоящим восьми лжепророкам Ваала -- может быть,
в полемике с христианами.
Лит.: Paul V.C. Baur et al., The Excavations at Dura-Europos,
Preliminary Reports (New Haven, CT: Yale Univ., 1929-1952);
Carl Kraeling, The Excavations at Dura Europos, Final Reports,
vol. 8, pt. 1, The Synagogue (New Haven, CT: Yale Univ.,
1956; reprinted Hoboken: KTAV, 1979); Kraeling, The Excavations
at Dura-Europos, Final Reports, vol. 8, pt. 2, The Christian
Building (New Haven, CT: Yale Univ., 1967).
Marie-Henriette Gates, "Dura-Europos: A Fortress of Syro-Mesopotamian
Art," Biblical Archaeologist 47 (1984), pp. 166-181; Joseph
Gutmann, The Dura-Europos Synagogue: A Re-evaluation (1932-1992),
rev. ed. (Atlanta: Scholars Press, 1992); Susan Matheson, Dura-Europos:
The Ancient City and the Yale Collection (New Haven, CT: Yale
Univ., 1982); Ann Perkins, The Art of Dura-Europos (Oxford:
Clarendon Press, 1973); Michael I. Rostovzeff, Dura-Europos and
Its Art (Oxford: Clarendon Press, 1943); L. Michael White, Domus
Ecclesiae—Domus Dei: Adaptation and Development in the Setting for
Early Christian Assembly (Yale University dissertation, 1982);
Hershel Shanks, "Dura-Europos: Window into a Vanished Jewish World,"
in Judaism in Stone: The Archaeology of Ancient Synagogues (New York: Harper & Row/Washington: Biblical Archaeology Society,
1979), pp. 78-96; Annabel Jane Wharton, "Good and Bad Images from
Dura Europos: Texts, Contexts, Pretexts, Subtexts, Intertexts," Art History 17 (1994), pp. 1-25.
Eeorge D. Kilpatrick, "Dura-Europos: The Parchments and the Papyri," Greek, Roman and Byzantine Studies 5 (1964), pp. 215-225.Gutmann,
"Early Synagogue and Jewish Catacomb Art and Its Relation to Christian
Art," Aufstieg und Niedergang der rцmischen Welt II 21:1
(1984), pp. 1313-1342. Elias Bickerman, "Symbolism in the Dura Synagogue—A
Review Article," Harvard Theological Review 58 (1965), pp.
127-151.Kurt Weitzmann and Kessler, The Frescoes of the Dura
Synagogue and Christian Art (Washington: Dumbarton Oaks, 1990).
Pagoulatos, Gerasimos.Tracing the Bridegroom in Dura Subtitle: The Bridal Initiation Service of the Dura-Europos Christian Baptistery as Early Evidence of the Use of Images in Christian and Byzantine Worship. Publisher: Gorgias Press (Tigris imprint), Piscataway, NJ, ISBN: 978-1-59333-738-4 Publication Date: 2009 Format: Paperback, Black_ColorInsert, 6 x 9 in Pages: 187 |