Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

III век

БЫЛ ЛИ УПАДОК РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

3 в. постоянно рассматривается как классический век “упадка” (Гиббон, 18 в. “Подъем и упадок Римской империи”). Однако, такая оценка подразумевает, что оценщик главным критерием выбирает прочность империи и, что важнее, степень упрятанности механизмов управления империи. По степени прочности Римская империя 3 в., хотя и уступает предшествующему столетию и последующему (отток населения из городов, потеря части земель, обнищание), тем не менее, была вполне солидной и дотянула до 4 столетия. Причитания жителей этого века об упадке стандартны, нестандартно, что был краткий миг в истории Римской империи, когда говорили о золотом веке - правда, говорили все же лишь при дворе (Вергилий Августу). Цена восторгам перед золотым веком эпохи Августа - та же, что восторгам викторианцев перед своим временем (когда все мрачное было умято глубоко в подсознание) или русских перед Сталиным (когда все несоответствующее было умято в ГУЛаг). Настроение 3 в. более обычное. Разгадка в том, что об упадке говорили именно люди, считавшие свое время и его свойства расцветом - расцветом Британской империи (Гиббон). Это время “расцвета” - время обманчивой красивости, когда механизмы власти, всякие “дядьки-молоточки”, бьющие мальчиков-колокольчиков, упрятаны в красивую табакерочку и слышен только мелодичный звон. На самом деле, конечно, это не расцвет, да и не может быть у царства кесаря расцвета, мжет быть лишь период, когда больше сил тратится на декорации. 3 в. был первым в Римской империи, когда императоры все были из “варваров” и, что хуже, не считали нужным особо это скрывать, некоторые даже не говорили по латыни, не любили соблюдать римские этикетные тонкости. Это было воспринято с такой же оторопью, как в конце 20 в. в России смена вышколенной, почти неживой коммунистической элиты “бандой Ельцина” - людьми бесстыдными, не умеющими и не желающими скрывать свою алчность, эгоизм, дурость. Все то, что раньше было скрыто под красивыми словесами, выперло наружу и заставило плохо говорить о 3 в.

ХРИСТИАНЕ СТАНОВЯТСЯ НОРМАЛЬНЫМ МЕНЬШИНСТВОМ

Для христиан, однако, третий век - первый, когда они из ничтожного и презираемого меньшинства превратились в одно из обычных, традиционных меньшинств, вписанных в структуру общества. Еще в конце 2 в. апологеты подчеркивают, что христиане есть и в высших слоях общества, - такое подчеркивание сразу выдает маргиналов, презираемых обществом (так христиане в России 20 в. подчеркивали, что дочь Сталина крестилась, что еп. Лука получил Сталинскую премию, шепотом рассказывали, что патриарха приглашают на новогодний банкет в Кремле - гордились тем, что после падения коммунизма предпочитают забыть или перетолковать как нечто незначущее). А в 3 веке уже есть (на Востоке) деревни, сплошь христианские, христианские литераторы достаточно многочисленны, они уже не только защищают христианство, но и спорят друг с другом, просто мыслят о своей вере (Ориген первый на Востоке, Тертуллиан первый на Западе). У них есть собственность как у юридических лиц, их епископы авторитетны и входят в круг местного истеблишмента.

В последнюю треть века Евсевий Кесарийский писал свою “Церковную историю” с позиции, очень отличной от взгляда историков 17-19 вв. на христианство (для которых христианство до Константина это прежде всего гонения): для Евсевия христианство всегда было триумфально, и его гнали лишь плохие императоры (поэтому он всячески обелял Марка Аврелия). Сам Евсевий большую часть жизни прожил без гонений, они начались лишь в самом конце 3 в. после многих лет спокойствия. И гонения 3 в. были явно кампаниями, наподобие борьбы с алкоголизмом в 20 в., часты, но без гармонии верхов и низов: то низы начинают, а верхи не поощряют, то верхи начинают, а низы саботируют.

3 в. был похож на 20 в. спокойным отношением к христианству как к меньшинству, перемежающимся крайне изредка ненормальными (с точки зрения и нехристианского большинства) гонениями на христиан со стороны государственных структур. Это век преимущественного спокойствия, что объясняет, кстати, резко вставший вопрос об отпавших во время гонений: люди обращались в основном в христианство как безопасную религию, и во время гонений происходил отток большинства. К гонениям не были готовы. Отличие от 20 века в том, что христиан 3 в. могли упрекать во многих грехах (антиинтеллектуализме, предательстве отеческой веры), но не в том, что христиане насиловали чужую волю, кого-то сжигали или убивали.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова