Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

III ВЕК: СЕКУЛЯРНЫЕ ИГРЫ И ИГРА В СЕКУЛЯРИЗАЦИЮ

Сколько должен жить человек? Ответ кажется заключённым в самом слове - век должен жить человек. Целый век.

Наука, однако, хладнокровно отмечает, что никакого отношения к слову "век" слово "человек" не имеет (кроме созвучия). "Век" восходит к понятию силы, упорства, победы (и неожиданно родственно "виктории"), "век" в слове "человек" - к понятию "слуга", "мальчик" (что забавным образом возвращает нас к "эй, человек!" как обращению к слуге в трактире).

Библия считает, что человеческий век - 70 лет, "аще же в силах", то 80. Римляне были максималистами - 110 лет.

Была такая милая римская легенда (все легенды милы, когда паразитирующие на них суеверы ушли в мир иной) о родоначальнике рода Валериев. Простой итальянский крестьянин (бывают ли сложные крестьяне?..) молился о выздоровлении заболевших детей, и был ему голос - иди в Тарент, набери там воды, подогрей и дай им пить. Взял детей, словно Авраам, но с лучшими намерениями, и довольно уныло потащился в далёкий Тарент. Точнее, поплыл по Тибру. По дороге, однако, натолкнулся на куда менее известную деревню Тарент - там, где знаменитое Марсово поле. Попили водички из Тибра выздоровели.

Рука тянется написать, что голос крестьянину был свыше, но нет - благодарственную жертву ему было повелено принести богу Отцу (Патеру) и Прозерпине - божеству подземного мира. Так что голос был сподниза. Правда, оттуда же растёт всё, что нужно крестьянину (Прозерпина - богиня плодородия). Тот же голос приказал копать - и был выкопан каменный алтарь, посвящённый именно этим богам. Ну да, а русским крестьянам в подобных ситуациях являлись иконы на ветвях дерев.

Лет за пятнадцать до рождения Иисуса император Август организовал роскошные Тарентинские игры в честь этого чуда. Древние легенды утверждали, что игры отмечались уже в глубокой древности, но как-то за войнами были забыты, и особенно подчёркивалось, что проводить игры следует раз в 110 лет, потому что именно такова идеальная продолжительность человеческой жизни. Поэтому название "Тарентинские" стушевалось, а игры стали называть Секулярными - "секулюм" на латыни означает именно "век". Не сто лет, а именно обычная жизнь. Торжества в честь жизни, здоровой, долгой, на всю катушку - вот что означало "Ludi Saeculares". Спустя 110 лет, в 88 году, отпраздновали ещё одни, затем в 204 году.

В отличие от Олимпийских игр, Секулярные нельзя было посетить несколько раз - для этого надо было прожить более 110 лет. Это в теории, а на практике вышло довольно комично. Игры ведь организовывали не просто так, а чтобы упрочить власть. Так было и в Берлине в 1938-м, и в Москве в 1980-м, так будет и в Сочи в 2012-м. Деспотизм даже спортом не может заниматься просто так. Укреплять власть один раз в 110 лет - маловато будет. И в в 47 году от Рождества Христова император Клавдий организует Секулярные игры по случаю 800 лет от основания Рима. Хронист отмечал:

"Немало смеялись над тем, как глашатай по торжественному обычаю созывал всех на праздник, какого никто не видел и не увидит, – ведь еще были в живых видавшие его, и некоторые актеры, выступавшие в то время, выступали и в этот раз".

Тот же историк сообщает, что Клавдий устраивал цирковые представления в Ватикане. Вот откуда традиции-то идут...

Про актёров кажется маловероятно, но посчитаем - с предыдущих игры прошло 69 лет. Вот 2012 год на дворе. Живы два замечательных актёра, причём оба выступают - Владимир Зельдин, родившийся в 1915-м, и Пит Сигер, родившийся в 1919-м. Оба на сцене более 70 лет.

Так и тянулось. Мало того, что в III cтолетии Секулярные игры праздновались дважды - в 204 году с отсчётом 110 лет, в 248 году с отсчётом 100 лет и в честь, соответственно, тысячелетия Рима. Дублет вышел и с императорами-организаторами, потому что в 248 году один император был в Риме (Филипп Араб), и второй - Пакациан - пытался его свергнуть. Собственно, о Пакациане известно в основном благодаря монете с надписью: "Вечному Риму в его тысяча первый год". Был ещё и третий император, но от этого вообще ничего не осталось, а Пакациан, видимо, захватил монетный двор в Виминации (ныне это Костолац в Сербии).

Так что "век" это понятие растяжимое. Это хорошо известно по привычке заявлять, что история XIX века началась в 1793 году, а закончилась в 1914. Историки античности (например, создатели "Кембриджской всемирной истории") считают, что III век начался в 193 году, когда убили императора Коммода, преглупейшего сына преумнейшего Марка Аврелия, а закончилась в 324, когда был убит император Лициний и началось единовластное правление Константина.

Годы похожи, но, во-первых, в этих годах современники не считали, во-вторых, хоть бы и считали, - значение всех этих дат очень маленькое. Речь идёт о самой скучной ипостаси истории - об истории административной, об истории власти, которая уподобляется истории личности. Создано учреждение - как человек родился, ликвидировано - похороны. Разумеется, никто не ликвидирует и не создаёт учреждения специально к круглым датам. Между тем, сравнение учреждения с человеком очень корявое. Власть не терпит альтернатив, а человек жив настолько, насколько есть альтернативы: поколения идут внахлёст, бок о бок живут отцы и дети, бабушки и внучки, и смерть одного вовсе не означает (если только этот один не был гнусным семейным тираном) начало какого-то особого этапа. "Третье столетие" от 193 года до 324 года - это лишь история одного из многих государств, существовавших тогда на Земле, и большинство людей жили вне этого государства, да и вне государств вообще.

К тому же "долгий" III век легко раскалывается на три периода: первый с 193 по 235, "военная монархия", по выражению Михаила Ростовцева, который и был одним из организаторов "Кембриджской истории" (а ещё он проводил раскопки Дура-Европос, где обнаружилась древнейшая - III века - христианская церковь). С 235 по 284 - период анархии, с 284 по 324 - реставрация порядка.

Так что "долгого третьего века", может, и не было - можно считать, что третий век был карликом, с 235 до 284 года, потому что остальное - конец предыдущего века, начало последующего. Зато всё-таки было празднование Секулярными играми тысячелетия Римской империи. Был-таки один тысячелетний рейх!

Историк Зосима, живший в начале VI века в христианской Византии, но всё же хранивший верность язычеству, полагал, что падение Рима объясняется тем, что император Константин в 314 году не устроил, как следовало бы, Секулярных игр - через 110 лет после игр Септимия Севера. Кто после этого будет говорить о том, что язычество рациональнее христианства? Видимо, слово "секулярный" ассоциировалось прежде всего с Секулярными играми, и поэтому христианские авторы - Тертуллиан, Августин - использовали слово "секулярный" для обозначения "века сего", эпохи греха и неверия в истинного Бога.

Секулярное противоположно сакральному, священному - и даже в Средние века это противопоставление сохраняется, хотя "секулярный мир" тоже вроде бы христианский. Отсюда и современное "секуляризация" - сперва как передача светским властям собственности Церкви (впервые зафиксировано во французском словаре 1611 года как разговорный термин).

К числу исторических забавок можно отнести то, что формально одним из последних законов Римской империи был немецкий закон 1803 года - ведь Римская-то империя была Священной империей германской нации - и что этот закон Священной империи предусматривал предусматривал секуляризацию церковной собственности, которой Наполеон компенсировал германскому императору потерю левого берега Рейна. Получается Священная Секуляризация.

Назывался закон с поразительной для немцев краткой лёгкостью: Reichsdeputationshauptschluss. Всё-таки уроки Цицерона не прошла втуне.

Прошло сто лет. В 1928 году в священном граде Иерусалиме американский квакер Руфус Джонс сделал на одной теологической конференции доклад с названием "Секулярная цивилизация как вызов христианству". С этого пошло третье значение слова "секуляризация" - отобрание не только земель у Церкви, но культуры, науки, самого мировосприятия у всякой религии. Что квакер был американский - не случайность, уже в 1912 году в США вышла книга о "секуляризации образования" - пока всего лишь образования.

Вот и выбираем - либо Секулярные игры с жертвоприношениями божествам преисподней, либо ещё более секулярные игры современной цивилизации. Кстати, продолжительность жизни - неплохой ведь критерий? - больше всего не в античном Риме, не в "христианское Средневековье", а в этой самой секулярной цивилизации. Может, секуляризация - всего лишь игра, ненастоящее отречение от Бога, да может, и не от Бога, а от ханжества, а то бы Бог не дал бы долгой жизни секуляристам...

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова