Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

III ВЕК: ВЛАСТЬ ИДЕИ ИЛИ ВЛАСТЬ ВЛАСТИ

См. раньше о нарастании ригоризма и коллективизма в римском христианстве.

Высокая мораль с коллективистским окрасом - опаснейшая среда, и вот эта среда стала перетекать в Церковь. Внешне это проявилось как спор энтузиастов идеи с энтузиастами власти - знаменитый спор римского священника Ипполита с римским папой Каллистом году примерно в 220-м. Ипполит обвинял папу в том, что тот рукополагает в священники людей, которые были женаты два или три раза. Ужас? Это что - папа разрешал священникам жить со своими жёнами. Попросту говоря, при Каллисте сохранялось нормальное иудейское отношение к браку как к чему-то вполне дозволенному для духовенства. Христос не был женат, но Христос и не был членом гитлерюгенда, не был профессором немецкого университета, - мало ли, кем не был Христос. Важно, кем Он просил быть других - и вот быть священником, да ещё обязательно безбрачным, Иисус не просил никого и никогда.

Якобы распутные римляне относились к сексуальной жизни иначе, - институт весталок, который не обнаружить в Израиле, самое яркое тому свидетельство. Наконец - о, ужас - папа признавал законными браки между свободной женщиной и рабом, между аристократкой и плебеем. Такие браки категорически запрещались римским правом и, что намного важнее, той культурой, которая стояла за правом.

Не стоит представлять спор Ипполита и Каллиста как столкновение ригористичного ханжи с либеральным архиеерем. Если бы Каллист был либеральным архиереем, современное папство тоже было бы немножечко либеральнее. Тут столкновение человека, который рвётся к власти (Ипполит, в конце концов, стал папой римским - точнее, первым антипапой, раскольническим папой), и человека, который уже у власти и не желает, чтобы какие-то нормы стояли выше его. Пусть нормы будут, власть без норм невозможна, но подлинная власть та, которая имеет право делать исключения. Так оно и идёт до сего дня: папа утверждает как норму безбрачие духовенства, но оставляет за собой право - и пользуется им - отдельным священникам разрешать брак. И это ещё - самое разумное и гуманное использование власти, а чаще власть используют совсем для другого - для власти. Власть во имя власти, - самое сильное искушение, сильнее даже денег и секса.

См. Ипполит Римский.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова