БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
III ВЕК: СЕСТЬ - ВСТАТЬ!
Склонный к резким противопоставлениям автор биографий римских императоров III века рисует Александра Севера тошнотворно скромным - в противоположность его предшественнику. Реальное различие вряд ли было велико. Оба были мальчишки - Северу в момент восшествия на престол было 13 лет, не сам он решал, каким быть.
Скромность была вполне символическая - отказаться от звания "dominus" - но при этом как раз Александр Север в одной из надписей, обнаруженных при раскопках римского гарнизона в Дура-Европос, именуется "dominus". Так что, возможно, вообще выдумано. Кстати, "доминус" - слово достаточно непереводимое. В русской культуре "домохозяин" звучит вполне невинно, у римлян "доминус" - если в буквальном смысле - означало большую тиранию, чем даже слово "царь", не говоря уже о простом "принцепсе". Цицерон считал, что "доминус" - "есть тот, кого греки называют тираном; а царем называют того, кто подобно отцу заботится о народе". Кстати, греческое "кириос" не имеет отношения к "дому" - это "властитель". Живший полвека спустя император Диоклетиан уже поощрял употребление титула "доминус", за что его называли надменным, но в IV веке титул стал традиционным.
Одновременно признаком скромности названо приглашение сенаторам сидеть в присутствии императора. Была республика - сенаторы сидели , исполнительная власть стояла, а с императорами пошло наоборот - они сидят, сенаторы стоят. Хотя Август иногда стоял перед сидящими сенаторами. Но - хватит. Вертикаль власти - император сидит, правда, словно вертикаль власти проглотив, остальные стоят навытяжку. Постоят, не развалятся.
Вообще-то само по себе положение тела не имеет смысла - какой смысл придадут, такой и будет иметь. Златоуст, к примеру, сидел, когда проповедовал, а слушатели стояли. У католиков даже целое символическое "кресло апостола Петра" ставили в соборах. При этом, однако, и все прочие сидели. В России сидеть - ни-ни. Молитва воспринимается как стояние в армейском строю, в древнерусских житиях отдельные похвалы святым за то, что они стояли по многу часов, не переступая с ноги на ногу. А духовенство-то в алтарях сидит, сидит... Когда никто не видит - телекамер нет, начальство отсутствует. Иконостас очень удачно это прячет от переминающихся с ноги на ногу мирян.