Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

III ВЕК: ЦЕРКОВЬ И ДЕНЬГИ

Архаические общества всегда более классовые, чем современное. (Впрочем, в России стало ближе к архаике, это довольно удобно для историка). Общество III века было достаточно монетизировано - тут классовые различия ярко выражались в деньгах, тогда как в Средние века было важнее место в иерархии - "честь". (Современная Россия соединяет в себе и деньги, и "честь", положение в номенклатурной иерархии, определяемое более причудливо, чем даже местнический счёт XVI века; но "честь" всё же важнее денег).

Павел Самосатский - епископ в небольшом государстве (части Сирии). Одновременно высокопоставленный чиновник на службе у властительницы государства, получал 200 тысяч сестерциев в год. Историк А.Спасский в начале ХХ века приравнял эту сумму к 10 тысячам рублей - это стоимость дачи Чехова под Лопасней, доход очень успешного писателя за три-четыре года.

Четыре сестерция - это один динарий, средняя плата подёнщику. Иуда продал Христа за 480 сестерциев (120 динариев, 20 сиклей - шекелей, серебреников; но считали всё в сестерциях, монете медной и на каждый день).

Понятно, что Павел уже не слишком нуждался в пожертвованиях общины. Он мог служить вообще без пожертвований. Он мог сам жертвовать. Собственно, это и есть начало Церкви нового типа, в которой деньг идут не снизу вверх, а сверху вниз. Конечно. снизу вверх всё-таки тоже идут, но это поток меньший.

Римская Церковь в той же середине III века содержала полтораста священнослужителей и кормила полторы тысяч сирот и вдов. Если положить в день хотя бы по одному сестерцию на душу, это более полумиллиона сестерций в год. Сумма колоссальная, и историки справедливо делают вывод:

"Отсутствие государственных дотаций до императора Константина неизбежно означало, что состоятельные христиане имели огромное влияние в местных общинах, и это влияние могло быть решающим, когда избирали епископа" (The Oxford History of Christianity, H.Chadwick, 1990, 41-42).

Современная западная цивилизация есть удивительный эксперимент по преодолению не только зависимости церкви от государства, но и церкви от богачей. Конечно, есть множество церковных общин, которые сильнейшим образом зависят от богачей. История греческого православия в США очень переплетена с историей греческих нефтяных танкеров - как и история Московской Патриархии с историей русских углеводородов. Это - архаика. Она порождает великолепные храмы, семинарии, епископские резиденции и пышные богослужения (Павел Самосатский первый епсикоп, который служил именно пышно, даже с телохранителями при копьях). Будущее же принадлежит совсем другим общинам, которых много и в США, и в Европе - где богачей нет, где в лучшем налицо средний класс, постоянно беднеющий, и где священник часто не получает зарплаты, семинарии нет, постоянного церковного здания нет, - в общем, всё как у апостола Павла, а не у Павла Самосатского.

См. Деньги в истории.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова