Домнина и дочери ее Виринея (Вероника) и Проскудия (Просдока) (305-306). Сохранилась проповедь Златоуста об этих мученицах: во время гонений начала IV в. жена состоятельного язычника Домнина с двумя дочерьми покинула мужа, родной город и перебралась в Эдессу. Златоуст много слов потратил на то, чтобы оправдать это бегство - ведь большинство мучеников того времени, напротив, никуда не бежали. Главный довод Златоуста - слова Христа о том, что можно и нужно ради Него оставлять и дом, и семью, что можно и нужно уходить оттуда, где Евангелие отвергают. Глава семьи отправился за женой и дочерьми, разыскал их в Эдессе, выпросил солдат, которые должны были помочь ему вернуть непокорных. Златоуст не знает подробностей и исходит из того, что конфликт в семье был религиозный. Нетрудно предположить, однако, что религиозным он был с точки зрения верующих, а с точки зрения мужа просто у жены какая-то блажь случилась. Может быть, он и не хотел её выдавать властям как христианку, только лучше бы он пришёл к жене без солдат, чтобы это доказать. В сопровождении солдат воссоединённое семейство добралось до города Иераполя, и тут, пока солдаты пьянствовали на привале, Домнина с дочерьми сумела убежать. Они вошли в реку и тут утонули. Примечательно, что Златоуст - и, видимо, его слушатели - был убеждён, что они намеренно покончили с собой, а не пали жертвой бурного течения. Иоанн подчёркивал, что женщины оставили обувь на берегу. Златоуст не просто похвалил их за самоубийство, он даже назвал Домнину священником, и гибель её дочерей в реке - крещением, жертвой, которую принесла Домнина (в ту эпоху детей не крестили, так что Златоуст исходит из того, что дочери ещё не были крещены). Тем, кто был возмущён идеей, что женщина может крестить, Златоуст отвечал: "Женщина крестит? Да, таким крещением и женщины крестят как именно и она тогда крестила и была священником ... произволение было для нее рукоположением". При этом Златоуст считал, что Домнина не была бесстрастной героиней, что она именно мучалась и страдала, идя с дочерьми на верную смерть, переживала все мучения матери, у которой погибают дети - но Златоуст исходит из того, что главная причина этих мучений не воля матери, а воля гонителей. Память 4/17 октября.
О них Златоуст. |