Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Григорий Просветитель, Аштишатский (р. ок. 240 г. - в Армении, ок. 326; православная традиция годами жизни называет 257-335). По преданию, в достоверности которого есть основания сомневаться, отец Григория Анак, происходя из рода парфянских царей и рассчитывая на царское достоинство для себя, убил своего родственника - армянская царя Хосрова I. Однако заговор в целом не удался, и, более того, весь род Анака был истреблен. Уцелел лишь один младенец, которого увезли за границу, в кесарийский город Каппадокию. Мальчик попал в христианское окружение, был крещен Григорием. Он женился, у него было двое сыновей (Аристак и Вардан). Григорий решил не мстить за отца (как следовало бы по закону кровной мести), но искупить его вину перед сыном убитого. Григорий вернулся в Армению и поступил на службу к сыну Хосрова Тиридату (Традту). Тот восхитился таким благородством, но, став царем, решил ликвидировать одно досадное и, как ему казалось, мелкое расхождение во взглядах с Григорием: тот ведь был христианин, а Тиридат - язычник. Предание описывает двенадцать неимоверных пыток, которые вытерпел Григорий, четырнадцать лет, проведенных им в заточении. И тогда произошло чудо: убедившись в неколебимости Григория, Тиридат сломался сам и добровольно принял христианство. Так осуществилась его первоначальная идея: единство было достигнуто, ценой физических мучений слуги и духовного перелома господина. Тиридат стал первым царем, не только лично принявшим Христа, но и желавшим обратить в христианство весь народ - Григорий же стал человеком, благодаря усилиям которого такое обращение стало возможным. В епископы Григория посвятил митрополит Кесарии Каппадокийской Леонтий, он сделал центром своей проповеди город Аштишат и с помощью греческих и сирийских миссионеров стал проповедовать Евангелие. Григорий построил Эчмиадзинский собор, посвятив его - что было достаточно необычно в ту эпоху - Сошествию Святого Духа, ибо видел, что не царской волей и не епископским подвигом, но лишь Духом Божиим возможно приблизить к Христу целый народ. И один человек - загадка, а народ - загадка, возведенная в тысячную степень, и действие благодати в нем непредсказуемо, неописуемо и не подчинено человеческим представлениям о том, "как надо". Позднейшее и вовсе недостоверное предание о том, что в Армении первым проповедовал христианства апостол Фаддей, не заслонило почитания Григория, реального Просветителя Армении. Греческая Церковь почитает Григория как мученика (ошибочно), выходцы из Армении способствовали его почитанию в Неаполе, где даже показывали часть мощей Григория (видимо, подложных).  Acta Sanctorum, сентябрь, т. 8; Butler, 30.9. Лурье Г. Видение св. Г.П.: сошествие небесной скинии на Новый Сион. В сб. докладов конференции 2001 г., Спб. «Армения и христианский восток». Память 30 сентября, 30 сентября/13 октября.

Апциаури о Г., 1997.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова