Артемий, великомученик (362). Один из самых почитаемых православными святых был, видимо, последователем учения александрийского священника Ария, которое было признано неверным на Первом Вселенском соборе в Никее. Во всяком случае, его житие определенно заявляет, что Артемий был префектом Египта в правление императора Констанция, арианина. Ветеран, отличившийся еще в походах Константина Великого, Артемий принял христианство не из карьерных соображений, потому что не отрёкся от веры, когда к власти пришёл император, ненавидевший Церковь. Император Юлиан Богоотступник и приказал казнить префекта за разрушение языческих храмов. Увы, в ту эпоху и сторонники богословия Ария, и сторонники "никейской веры" вполне по-язычески считали возможным и нужным разрушать храмы своих врагов. Но всё-таки арестовали Артемия по жалобе именно язычников. Предание утверждает, что в тюрьме ему явился Сам Христос и сказал: "Я с тобой и избавлю тебя от всякой боли". Действительно, Артемий перенес страшные пытки без единого стона и был казнен за веру. Перед лицом такого гонения спор об описании Христа в терминах Ария или в терминах Афанасия отступил на второй план. Согласно житию, именно Артемию Констанций II поручил перенести мощи апостола Андрея и евангелиста Луки из Ахайи в Константинополь. И останки самого Артемия, хранившиеся в Константинополе, почитались чудотворными, а в способе их почитания историки усматривают аналог с тем, как греки-язычники испрашивали чудеса в храме Асклепия в Эпидавре. В критических ситуациях христиане способны и смягчить свою неприязнь к тем, кто несколько иначе формулирует веру в Христа, и позаимствовать даже у совсем неверующих в Христа людей какой-то обряд. Это обнадеживает: ведь суд — это критическая ситуация не только для подсудимого, но и для судьи. Может быть, на Страшном суде Бог окажется не менее широк, чем верующие в Него? Память 20 октября/2 ноября. В календарь Католической церкви имя Артемия поместил в XVI в. кардинал Бароний. Butler, 20.10; Acta Sanctorum, октябрь, т. VIII; Analecta Bollandiana, XLIII (1925), pp. 32-38. |