Его житие, написанное Иеронимом Стридонтским.
Иларион Великий (род. 251, Тавафа (Табата) к югу от Газы - ок. 371 на Кипре). Родители послали Илариона учиться в Александрию;
здесь он познакомился с христианами и принял крещение. Здесь же он впервые услыхал об Антонии Великом и отправился посмотреть
на знаменитого основателя монашества, совершенно покинувшем общественную жизнь. То, что он увидел, потрясло Илариона. Он
вернулся на родину, чтобы уладить дела (родители умерли, имущество Иларион роздал родственникам и нищим) и поселился в пустыне
недалеко Маюма, между берегом моря и болотом (к Антонию он не пошел, потому что там было так людно, что он чувствовал себя
словно в городе). Его биограф, св. Иероним, восхищался тем, что Иларион никогда не менял свою власяницу, пока она не превращалась
в ветхие лохмотья, и никогда не стирал ее, ел только после заката и только пятнадцать фиников. Когда его одолевали искушения
(а это было часто), он говорил своему телу: "Ты, осел, забудешь у меня, как брыкаться" - и урезал свой рацион.
На жизнь он зарабатывал плетением корзин, подражая и этим египетским отшельникам. Через двадцать лет такой жизни на Илариона
обрушилась слава. Вокруг него всегда роились женщины, бедняки, просто люди, жаждущие чуда. Говорили, что по его молитве
женщина из Елевторополиса (Бет Джибрин под Хевроном) родила сына. Жокей Италик из Маюма рассказывал, что Иларион освятил
водой его колесницу и благодаря этому он обошел на скачках язычника, дуумвира Газы: вот, Христос победил языческих богов.
Вскоре Иларион оказался во главе многочисленной монашеской общины и наставником других палестинских монастырей, "отцом"
палестинского монашества. "Я вернулся в мир, - с горечью говорил он, - я получил награду уже в сей жизни. Вся Палестина
уважает меня, у меня даже есть хозяйства и всякое добро, якобы ради блага собратьев". Когда стало ясно, что Иларион
намерен уйти, его пытались остановить, и тогда он просто объявил голодовку. Через неделю его отпустили. 65-летний старик
отправился в Египет. В Иерусалим, к великим христианским святыням, за всю свою жизнь Исихий сходил только один раз, принципиально
подчеркивая, что Богу поклоняться можно на любом месте. Тем не менее, в Египте он первым делом отправился туда, где жил
Антоний, к тому времени умерший, и трепетно смотрел на деревья и виноградник, которые тот насадил, на место, где Антоний
молился и где он спал. Он поселился в пустыне около Афродитополя (Атфиа), но вскоре переселился от любопытных подальше на
запад в пустыню, а еще через год отправился на Сицилию. Бесполезно: и здесь очень скоро ему показалось суетно, и он попросил
своего ученика иИсихия найти место, где не говорят по-гречески. Они отплыли в Далматию, посетились под Эпидавром (Рагузой),
но и здесь не задержались, и в конце концов ночью (чтобы горожане не остановили) отплыли на Кипр. Здесь, в трудноступном
для любопытных месте, Иларион и провел остаток жизни (хотя местный епископ, Епифаний Саламисский, до него добрался). Его
останки были похоронены под Пафосом, но Исихий тайком перевез их на родину святого в Маюму. Acta Sanctorum, октябрь, т.
VIII; Butler, 21.10. Память 21 октября, 21 октября/3 ноября. |