Василий Великий, Кесарийский (ок. 330-379). Василий родился в семье, почти сплошь состоящей из людей, причисленных к лику святых. Можно надеяться, что это не первая и не последняя такая семья в истории, а то, что тут получила от общества столько справок о святости, объясняется, видимо, временем, когда жил Василий. Четвёртое столетие - время формирования средневековой Церкви: святыми уже считаются не все христиане, но лишь избранные, однако, избранных определяют ещё вполне благодушно, в духе ранней Церкви, а не казёнщины. Во время гонений на христиан при Диоклетиане родители отца семь лет скрывались в лесу, а вот отец матери не скрывался и стал мучеником. Бабка Макрина Старшая и отец святителя, тоже Василий - адвокат и педагог - почитаются святыми в Католической Церкви. Мать Емилия родила десять детей, из которых пятеро почитаются святыми. Трое мальчиков стали епископами (Григорий - память 10/23 января, Петр - память 9/22 января). Сестра Макрина ( память 19 июля) прожила жизнь в уединенной молитве и борьбе с искушениями, сестра Феозва (память 10 января) - в служении больным и нищим, боролась с чужими язвами и пролежнями. Толстой утверждал, что разнообразны только несчастья, а все счастливые семьи счастливы одинаково; может быть - но святые семьи разнообразны и внутри себя, и между собою. Во время учебы у афинских мудрецов, Василий познакомился со св. Григорием Назианзином. Они были ровесниками, но обладали противоположными характерами: резкий, часто бестактный и упрямый Василий сошелся с мягким и деликатным Григорием. Василий любил администрировать, умел быть политиком. Григорий терпеть не мог публичности. Удивительно не то, что друзьям довелось крепко поссориться - когда св. Василий, уже став епископом, рукоположил Григория в епископы не ради блага Церкви, а из политических, в общем, соображений, причинив другу много страданий и безнадежно испортив ему карьеру (в политических расчетах Василий ошибался часто). Удивительно, что они поссорились не на вечно, что продолжали любить друг друга. Подводя итог своей жизни, Василий мог бы гордиться: он всего пять лет пробыл монахом (в Аннеси, на р. Ирис в Понте), но при этом сформулировал основные принципы восточного монашества; он твердо противостоял натиску арианского императора, защищая православие. Вместе с другими великими богословами своего времени он отточил систему православного богословия так, чтобы она отражала веру и в единство Бога, и в Его Троичность. Однако Василий написал горькие слова: «За грехи мои, я, кажется, завалил все, за что брался» - и не без оснований; ведь, в конце концов, одна ссора с Григорием перечеркивала все достижения. Но один этот покаянный - не унылый! - вздох превратил поражение - в победу. Все то, что окружающим представлялось могучим зданием, Василий увидел как груду развалин - ведь он сравнивал свою жизнь не с жизнью ближних, а с подвигом Христа. Над гробом св. Василия св. Амфилохий Иконийский вспомнил, что владыка часто говорил о необходимости духовного обрезания - и вот, умер в праздник Обрезания, «совлекшись тела». Для грешников смерть - мучительное расставание с тем, что было дороже души, что занимало огромнейшую часть жизни, к чему крохотным приложением была жизнь с Богом; для святых смерть - обрезание крохотной части бытия, которую Бог вернет стократно. Rist J.M., Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic, ed. P.J.Fedwick Toronto, 1981; Из творений святого В.В., архиеп. Кесарии Каппадокийской. Правила богоугодной жизни. В новом пер. с греч. С прил. краткого жизнеописания святого Василия. М., Рига: Благовест, 1995. 176 с. Сергий, 1901, 2 (1), также праздновалось 14.6. Память 1/14 января, соборная 30 января/12 февраля; в КЦ - 2 января (Butler - 14 июня).
|