БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
393 ГОД: АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ КАМПАНИЯ БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА
Привлечь в Церковь и удержать в ней - вот как понимала Церковь IV столетия свой долг. Она должна была наступать, и в этом смысле ее долг был противоположен долгу Церкви нашего времени, как противоположны были эпохи, противоположны как негатив и позитив. IV век - век, когда Церковь приучает мир к имени Христа, XX век - Церковь призвана сделать Христа из привычного сочетания звуков Благой и неожиданной вестью.
Выработать привычку к Церкви означало, на первых порах, пригласить людей в Церковь со всеми их привычками, не требуя сразу отбросить хотя бы то, что резко противоречило сути Церкви. Например, в начале IV столетия установили обычай в дни памяти мучеников устраивать торжественные пиршества - совершенно подобные праздничным пиршествам в честь языческих божеств. С течением времени в большинстве мест этот обычай умер сам собой, но вот в Карфагенской Церкви св. Августин с ним активно боролся, противопоставляя этим пиршествам идеал духовного веселья, переполненности не вином, а Духом Святым. В 393 году на соборе в Иппоне было постановлено упразднить эти пиршества; третий Карфагенский собор подтвердил это постановление.
Церковь, однако, тут же столкнулась с огромной силой инерции, которой обладает всякое явление. "Почему мы должны оставить это занятие именно теперь? Разве те, которые ранее не препятствовали этому, не были христиане?" - спрашивали Августина, а тот отвечал: "Именно теперь". И объяснял происхождение обычая, чтобы люди поняли, что именно в Церкви, где вечный смысл открыт людям, есть, чем мерять традиции, их необходимость или нежелательность. Более того: Августину указывали, что эти пиршества существуют еще и в Римской Церкви, устраиваются в самой базилике св. Петра, и Августин отвечал, что более обычаев базилики св. Петра следует почитать подлинное слово Петра, "Обратившиеся ко Христу должны довольствоваться тем, что они прежнее время своей жизни проводили в веселии, пьянстве".
Сосуд избранный: История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства: 1888-1932. Составитель Марина Склярова. СПб.: Борей, 1994. - 464 с. 10 000 экз.
Cтр. 55-58